Серия: боевые самолёты
Введение.
Су-2 был не первым самолетом Павла Осиповича Сухого. Первым был И-4 (АНТ-5), но Су-2 первым был официально спроектирован под его собственным руководством. До этого он проектировал самолеты под эгидой Главного конструктора Андрея Николаевича Туполева.
Су-2 не сыграл громкой роли в истории страны и авиации, остался малозаметным в исторических сочинениях, но оставил о себе добрую память в сердцах пилотов и техников, летавших и воевавших на нём. Су-2 предвосхитил любовь к следующим самолётам Павла Сухого, всех тех, кто к ним прикасался.
Разработка Су-2 началась, когда внешне войны ещё не было, но её дыхание, уже, чувствовалось в высоких кабинетах великих держав.
Создание. Этап первый – СЗ-2.
В середине 30-гг. XX века все авиационные державы любили самолеты, совмещающие функции легкого разведчика, легкого штурмовика и легкого бомбардировщика. Р-5 был, на тот момент, таким самолётом в СССР, но он устарел. Проработка создания нового такого самолёта началась в 1935 году в ЦАГИ по указание его Главного конструктора А.Н. Туполева.
А в 1936 году был объявлен конкурс на лёгкий многоцелевой боевой самолёт. Инициатором был сам И.В. Сталин. Шифр проекта был «Иванов». В названия проекта была воплощена идея о массовости производства данного самолёта и простоте его в эксплуатации. В него включились следующие конструкторские бригады: ЦАГИ (гл. конструктор А.Н. Туполев), ЦКБ (гл. конструктор Н.Н. Поликарпов), ХАИ (гл. конструктор И.Г. Неман), плюс бригады Д.П. Григоровича, С.А. Кочеригина и С.В. Ильюшина. Причем, фактическим главой разработчиков ЦАГИ в данном конкурсе был Павел Сухой. С.В. Ильюшин проект так и не представил, поскольку решил делать свой проект: будущий Ил-2. Оставшиеся проекты были очень разные. Причем Н.Н. Поликарпов предложил целых два проекта. Объединяло их всех, только, двигатель А.А. Микулина АМ-34. По итогам конкурса комиссия во главе с наркомом авиапромышленности М.М. Кагановичем выбрала для реализации проекты П.О. Сухого, И.Г. Немана и один из проектов Н.Н. Поликарпова. П.О. Сухому было поручено создавать дюралевый вариант самолета, И.Г. Неману было поручено создать вариант на базе американских технологий и Н.Н. Поликарпову поручили создать вариант с массовым использованием дерева в конструкции. При этом все три бригады должны были активно взаимодействовать с другом в процессе разработки для ускорения процесса создания самолета. Остальные разработчики сошли с дистанции. Постановление Совета труда и обороны о начале работ по постройке скоростного разведчика по схеме низкоплана вышло 27 декабря 1936 г. Еще до этого постановления Павел Сухой побывал в США, где взял идеи по использованию металла в конструкции и производстве своего самолёта. К тому времени П.О. Сухой вышел из подчинения А.Н. Туполева. Его руководителем стал В.М. Петляков. Возглавляемое В.М.Петляковым ОКБ завода опытных конструкций стало независимым от ЦАГИ. Хотя самолёт по традиции иногда, поначалу, именовали АНТ-51. В процессе изготовление первого опытного экземпляра мотор АМ-34 сменили на М-62. После поднятия в воздух 25 августа 1937 М.М. Громовым машина получила индекс СЗ-1 (Сталинское задание). Её следующий экземпляр получил индекс СЗ-2. К 1938 году на самолете достигли максимальной скорости в 403 км/ч и потолка в 7700 метров. По итогам государственных испытаний в марте 1938 самолет П.О. Сухого признали победителем конкурса. Он был очень легок в полете, имел дублирующее управление у штурмана, что было практично со всех точек зрения и теплую кабину пилотов. На самолете впервые в СССР применили:
экранированную систему электропроводки;
герметически запирающиеся многоконтактные штепсельные разъемы (ШР);
косвенное освещение приборных досок;
внутрисамолетную звуковую связь;
амортизацию типа ╚Лорд╩ приборной доски, рации, компаса и т. п.
Летно-технические характеристики СЗ-2
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 9.92
Высота, м 3.90
Площадь крыла, м2 29.00
Масса, кг
пустого самолета 2604
нормальная взлетная 3670
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-62
Мощность, л.с. 1 х 800
Максимальная скорость , км/ч
у земли 360
на высоте 390
Крейсерская скорость , км/ч 319
Практическая дальность, км 1050
Скороподъемность, м/мин 301
Практический потолок, м 7440
Экипаж 2
Вооружение: шесть 7.62-мм пулеметов ШКАС и 200 кг бомб
Создание. Этап второй- Су-2.
К сентябрю 1938 года достроили третьего «Иванова». Он получил индекс СЗ-3 и отличался более мощным и высотным мотором М-87, уменьшенным объёмом топлива и увеличенным боекомплектом для пулемётов.
Весной 1939 г. вышло решение Комитета обороны о запуске СЗ-3 под названием ББ-1 (ближний бомбардировщик) в серию на заводах No. 135 в Харькове и "Саркомбайне" (будущий завод No. 292) в Саратове. На нем должны были стоять более мощные и надежные моторы М-88, или М-63 ТК. Они позволяли увеличить скорость до 500 км/ч. На серийных машинах применили деревянный фюзеляж. Но с освоением серийного производства возникли технологические сложности, срывавшие сроки. Моторы были «сырыми». Для решения этих проблем П.О. Сухой получил собственное ОКБ и экспериментальный завод в подмосковных Подлипках (будущий город Королев). Там начали решать технологические проблемы и создавать модифицированный вариант с более надежным и мощным мотором М-90 воздушного охлаждения. К тому времени ББ-1 был единственным новым самолётом, прошедшим государственные испытания, но и он, вопреки установленным срокам, не строился серийно. Одной из проблем, мешавших серийному производству, был низкий технологический уровень заводов, которым поручили строительство, для того времени, весьма высокотехнологичного ББ-1.
В мае 1940 года военные приняли первую партию серийных ББ-1. На них стояли моторы М-88. Меж тем отношение руководства страны к ББ-1 стало меняться. Причиной было неудачные действия аналогичных зарубежных легких однодвигательных бомбардировщиков в ходе начавшейся в Европе Второй Мировой Войне. В СССР стало доминировать мнение, что и мы не сможем успешно применить в ходе боевых действий однодвигательные бомбардировщики. Нужны двухдвигательные, по типу, тогда же, созданного пикирующего Пе-2. Меж тем производство ББ-1 продолжалось. Его переименовали в Су-2. По имени главного авиаконструктора. К началу войны 10 полков ближнебомбардировочной авиации либо, уже, освоили Су-2, либо находились в процесс его освоения. Зимой 1942 года в части стали поступать Су-2 с новыми моторами М-82.
К тому времени, решили использовать Су-2 не только как ближний бомбардировщик, но и как разведчики и корректировщики артиллерийского огня. Но производство самого самолета было остановлено по распоряжению И.В Сталина. Приоритет был отдан Ил-2, как более нужному для фронта.
Летно-технические характеристики Су-2
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 10.46
Высота, м 3.94
Площадь крыла, м2 29.00
Масса, кг
пустого самолета 3220
нормальная взлетная 4700
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с. 1 х 1330
Максимальная скорость , км/ч
у земли 430
на высоте 486
Крейсерская скорость , км/ч 459
Практическая дальность, км 910
Максимальная скороподъемность, м/мин 588
Практический потолок, м 8400
Экипаж 2
Вооружение: шесть 7.62-мм пулеметов ШКАС (650 патронов на ствол)
10 НУРС РС-82 или РС-132 и/или 400 кг бомб
Эпилог – Су-4
Павел Сухой в 1942 году испытал и запустил в серийной производство Су-4, дальнейшую модернизацию Су-2. Она также именовалась ББ-3 (Ближний бомбардировщик третий). Отличался мотором М-82, деревянным крылом, более мощными пулеметами Таубина вместо части ШКАС.
Летно-технические характеристики
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 10.46
Высота, м 3.95
Площадь крыла, м2 29.00
Масса, кг
пустого самолета 3300
нормальная взлетная 4900
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с. 1 х 1250
Максимальная скорость , км/ч 512
Крейсерская скорость , км/ч 469
Практическая дальность, км 605-1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 630
Практический потолок, м 9500
Экипаж 2
Вооружение: два 12.7-мм пулемета БС и два-четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (650 патронов на ствол)
8-10 НУРС РС-82 или РС-132 и/или 400-600 кг бомб
Источники:
https://topwar.ru/114144-su-2-samolet-nezametnyy-vo-vseh-smyslah-slova-chast-1.html,
https://topwar.ru/114449-su-2-samolet-nezametnyy-vo-vseh-smyslah-slova-chast-2.html,
https://www.sukhoi.org/company/istoriya/map/detail/1391/,
http://www.airwar.ru/enc/bww2/su4.html,
http://www.airwar.ru/enc/bww2/su2.html,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83-2,
http://www.airwar.ru/enc/bww2/sz2.html;
Еще статьи по теме:
Ил-2 «Черная смерть» для нацистов. «Самолёт солдат» для Красной Армии.
Р-5 – родоначальник массовой штурмовой авиации,
Р-1 – предтеча Российской Авиапромышленности;
Спасибо всем, кто прочел статью!
Техника и жизнь будет рада Вашим пальцам вверх, подпискам и комментариям!)
Наш инстаграм тут - подписывайтесь!
Еще один наш проект на Zen.Yandex - СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ