В течение последнего года, я получил сразу несколько запросов от ряда региональных городских и образовательных сообществ на проведение лекций и мастер-классов, связанных с возможностью монетизации собственного творчества.
Внезапный и повышенный интерес к этой теме, заставил меня задаться вопросом о том, насколько вообще современное российское общество готово к поддержке и потреблению качественного творческого продукта. Насколько творец зависит от культурной миграции, которая стала следствием повышенной и даже избыточной концентрацией материальных и людских ресурсов в столице нашего государства.
С одной стороны, как человек, чья деятельность напрямую сопряжена с творчеством, исследованиями и бизнесом, я мог бы сходу ответить на обозначенный вопрос, что на основании социологической и статистической информации, обеспеченная жизнь в провинции и чистое творчество в данный момент является практически неосуществимой моделью для талантливых и в меру амбициозных провинциалов. С другой стороны, осознавая это, мне захотелось детальнее разобраться, с чем связан упадок творческой сферы в России, и какие перспективы существуют у представителей творческих профессий на сегодняшний день.
Творчество и социум.
Что такое творчество с точки зрения понимания его роли в обществе? Это первый вопрос, на который следует ответить перед погружением в цифры и аналитику. В этом случае мне наиболее близка позиция социологов Пьера Бурдье и Теодора Адорно, которые рассматривали творчество, как отражение социальной реальности, как воплощение представлений о социуме, в котором существует творец.
Говоря проще, результат творческого акта подобен зеркалу, которое не просто отражает реальность, но и предлагает зрителю смоделировать собственное представление о настоящем и будущем, основываясь на этом отражении.
Если принять во внимание этот подход, то можно констатировать, что существующая идеологическая платформа страны, это всего лишь отражение прошлого. Большая часть результата творческой деятельности, которую инициирует государство – это воспроизводство достижений и побед страны предшественника, которые присваиваются современной Россией и не имеют ничего общего с существующей российской реальностью.
С другой стороны, государству оппонирует независимая протестная реальность, которую, в большей степени, олицетворяют молодежные течения, формулирующее запрос на новые ценности и создания собственного будущего. Протестная модель творчества является реакцией на игнорирование государством реальных потребностей нового поколения. В какой-то степени протест и независимое творчество в России становятся тождественными понятиями.
В итоге, возвращаясь к пониманию творчества сформулированному Пьером Бурдье, социальный раскол, который все больше проступает в Российском социуме, выражается в творческом поле в двух основных формах актуального и востребованного творческого продукта:
Государственного – образ силы и стабильности, с опорой на достижения Советского Союза, воспроизведение образов прошлого, воплощающихся в военно-патриотическом кино, фильмах о былых победах, качественные перепевки хитов прошлых лет, цитирование знакомых мотивов, поддержка национальных коллективов на региональном уровне и т.п.
Независимого – противопоставляющегося государственному, рассматривающего будущее, как освобождение от государственного контроля и авторитаризма, основывающегося на социальной поддержке и независимом продвижении через сообщества, интернет.
Безусловно, существует огромное количество и других форм творческих проявлений, но мы говорим про наиболее емкие, с точки зрения материальных возможностей, ниши, способные привлечь наибольшее количество аудитории в нашей стране.
Но, если встраиваться в государственную модель вы не хотите, а сама форма протестного творчества вам не близка, то давайте попробуем проанализировать насколько ценности россиян позволяют развернуться за пределами обозначенного, наиболее популярного смыслового поля.
Нуждается ли наша страна в творческом продукте?
Начнем с того, что, в силу исторических и экономических предпосылок, большей части россиян действительно по пути с государственной идеологией, это заключение следует из ряда международных и российских исследований и связано оно с тем, что россиянам свойственен страх перед будущим. Большая часть россиян, в буквальном смысле, избегает мыслей о завтрашнем дне и имеет очень короткий горизонт планирования.
Основной причиной подобной ситуации является высокая социальная неопределенность, которая присуща нашему государству. В этой ситуации, опора на знакомые и понятные образы, на «вечные» ценности, для лидеров государства, которые пытаются удерживать власть, вполне оправдана. Исходя из этого, если рассматривать новые формы творчества, как визионерскую модель и взгляд в будущее, государство, скорее исключает его из сферы своих интересов, ведь завтрашний день и модель авторитарной клептократии с примесью милитаризма, не очень складываются в красивую картинку в головах независимых творцов.
Знакомое и узнаваемое, является своего рода выражением стабильности для рядового россиянина, в нестабильном и небезопасном российском обществе. Людям проще жить со старым и понятным, чем искать что-то новое и интересное. Продолжающийся бум кавер-проектов, успех шоу «Голос» и прочих проектов-перепевок, подтверждает это.
Более того, большая часть россиян просто не испытывает потребности в обновлении и самовыражении. Так, согласно данным глобального исследовательского проекта World Values Survey, в системе ценностей Россиян на первом месте стоят ценности выживания.
По уровню стремления к самовыражению (self-expression values) россияне значительно отстают от многих развитых стран и находятся в одном ряду с такими странами, как Сербия, Босния, Румыния, Азербайджан, Ирак, Йемен и Иордания. В России, другими словами, превалируют ценности не самовыражения, а самосохранения (survival values). Ценности выживания близки посткоммунистическим восточноевропейским странам, а также странам Азии и Африки, ценности самовыражения — жителям Западной Европы и англоязычным странам.
Если говорить проще, то на данный момент, жители нашей страны больше озабочены не тем, как им самовыразиться, и не поиском новых форм самовыражения вокруг, но тем, как выжить в условиях низких доходов и высокой конкуренции.
Существуют ли предпосылки для перехода страны к ценностям самовыражения?
Важно отметить, что исследователи считают, что существует прямая связь между ориентированностью страны на ценности самовыражения и уровнем её благосостояния. Чем выше доходы населения, тем яснее они формулируют свое будущее, а значит, ощущают уверенность в своих возможностях, обретают не вымышленное, а настоящее ощущение стабильности, которое позволяет им переключиться, в том числе, на творчество.
К сожалению и этот переход не является целью, которую ставит перед собой российская власть.
О том, какое будущее видит для России его управители я уже писал в одном из своих материалов «Ренессанс крепостного права в России», но упомяну об этом еще раз.
В 2009 году, при правительстве Д.А.Медведева была сформирована комиссия, по модернизации и технологическому развитию экономики, задача которой состояла в определении возможного направления развития страны в рамках существующих условий мировой экономики. Одним из ключевых выводов, который стал результатом работы комиссии к 2012 году (окончание срока Медведева), стал вывод о том, что, на данный момент, государства с развивающимися экономиками (к которым, на тот период времени относилась и Россия) конкурируют друг с другом по двум направлениям:
1. Стоимость рабочей силы.
2. Развитие новых технологий и привлечение интеллектуальных ресурсов.
Судя по всему, государств выбрало первый вариант, о чем говорят экономические показатели и данные о доходах населения. К сожалению, это решение исключает возможность перехода общества на ценностный уровень самовыражения, исключая творчество, как интересующую государство сферу.
Но, давайте рассмотрим эту ситуацию детальнее.
О чем говорят цифры?
Согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2017 г. отставание России по уровню жизни, измеряемому валовым национальным доходом на душу населения, от стран, занимающих первые 10 строчек рейтинга, составило 54%. Для сравнения, по индексу человеческого развития и по продолжительности жизни отставание составило 22% и 35% соответственно.
По данным Росстата средний доход населения России в 2018 году составил 32635 рублей в месяц (около $520). Для сравнения в 2008 году средний доход составлял 590 долларов
Например, если не учитывать рост доходов год к году в 2 отдельных месяца (декабрь 2015 г. и январь 2017 г.), то с ноября 2014 г. по декабрь 2017 г., то есть на протяжении 38 месяцев, реальные располагаемые доходы год к году падали. Таким образом, за 2014-2017 гг. реальные доходы населения упали на 11,0% и откатились до уровня 2009-2010 гг. А это значит, что рабочая сила в России стала дешевле и продолжает дешеветь.
Все составляющие качественной жизни напрямую определяются уровнем доходов населения. Однако в соответствии с отчетом Аналитического центра при Правительстве РФ в России существует уникальное явление: около 12 млн человек живут за чертой бедности, несмотря на то что продолжают работать. Всего же численность бедных (тех, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) достигла в январе–сентябре 2017 г. 20,3 млн чел. (или 13,8% населения), к 2018 году уже 22 млн.человек.
Если использовать для расчета метод «лишений», то уровень бедности в России составляет порядка 24,8 - 25,2%, или около 36 млн человек (данные Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС).
Как вы понимаете, при такой ситуации, для большей части страны, становится совсем не до походов на концерты и покупке книг. Люди думают о том, как прокормить себя, но не о том, как обогатиться духовно. Скажем прямо, что при текущем уровне доходов Россиян крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, изменения системы ценностей, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала.
Но, что если попытаться оценить долю населения, которая потенциально может находиться в зоне ценностей самовыражения и являться «кормовой базой» для творца?
Коэффициент Джини, измеряющий степень неравенства доходов населения, составляет в России примерно 0, 40. Специалисты делают вывод, что «распределение доходов между бедными и богатыми остается крайне несбалансированным». Например, в 2017 году среднедушевой доход 10% представителей самой богатой группы населения в 15,6 (!) раза превысил тот же показатель у 10% представителей самой бедной группы населения. Коэффициент Джини в 2018 году продолжил свой рост и за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года индикатор неравенства увеличился с 0,400 до 0,402, по оценке Центра развития ВШЭ.
При этом 10% семей, а это почти 15 млн человек, на душу в среднем имеют доход не менее 96 тысяч рублей в месяц. Это условно богатые. А другие 10% семей – бедные: у них доход меньше 6 тысяч рублей на душу.
Получается, что в целом по России лишь 4,1% работников могут похвастаться зарплатой (за вычетом НДФЛ) более 100 тысяч рублей на руки в месяц.
Исходя из этого можно предположить, что примерный условный рынок активных потребителей творческого продукта в стране составляет порядка 5,5 млн. человек. Так как именно эти люди, с большей вероятностью, могут иметь потенциал для перехода к ценностям самовыражения.
Но где живет эта аудитория?
На сегодня в стране, лишь 17 регионов характеризуются долей высокооплачиваемых работников на уровне выше среднего.
Лидерами по доле высоких зарплат стали северные и дальневосточные регионы, а также Москва. В Ямало-Hенецком автономном округе (лидер рейтинга) почти 24% работников зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц, при этом доля низкооплачиваемых занятых вакансий составляет лишь 0,6%. Вторую строчку занял Чукотский автономный округ, где 21% работающих получает более 100 тысяч в месяц. На третий строчке по доле высоких зарплат расположилось Москва – 17%. Еще в шести регионах данная доля превышает 10%: Hенецкий АО, Магаданская область, Сахалинская область, Ханты-Мансийский АО – Югра, Камчатский край и Республика Саха (Якутия), а замыкает десятку Мурманская область с результатом 8,1%.
Статистика говорит о масштабном территориальном материальном расслоении в России. Разница в показателях самых богатых и самых бедных регионов России является очень большой. Регионы-лидеры характеризуются медианной зарплатой (уровень, при котором ровно 50% работников в регионе зарабатывают больше этого уровня, а 50% – меньше) на уровне 53-59 тысяч рублей, а в наиболее бедных регионах среднестатистический работник может рассчитывать лишь на 14-15 тысяч рублей в месяц. Так в Республике Дагестан медианная средняя зарплата составляет всего 13,6 тысяч рублей, что в 4,5 раза меньше, чем зарплата среднестатистического работника в самом благополучном регионе.
В целом в России 14 регионов с медианной зарплатой выше 30 тысяч рублей в месяц и 33 региона с медианной месячной зарплатой ниже 20 тысяч рублей. В среднем по России медианная месячная зарплата на руки составляет примерно 25 тысяч рублей.
Наибольшая доля россиян, 22,6%, имеет ежемесячный доход в 27 000–45 000 руб., 18,9% получают 19 000–27 000 руб., беднейшие 5,9% – до 7000 руб., наиболее обеспеченные 8,5% – свыше 60 000 руб.
Итак, наиболее высокие показатели по зарплатам имеют следующие регионы:
- Москва: в среднем около 65 тысяч. (население 12 млн.чел)
- Чукотский округ, Магадан: около 55-60 тысяч. (население 50 000 чел., 95 000 чел. соответственно)
- Тюмень: около 50 тысяч. (население 620 000 чел.)
- Питер, Мурманск: около 45 тысяч. ( 5 млн.чел, 300 000 чел.соответственно)
Как вы видите, разгуляться особо негде, все дороги ведут в столицу, где есть и доход и достаточное количество населения, чтобы обеспечить стабильный интерес к творчеству. В целом, в российской провинции дела с перспективами обстоят не очень хорошо.
В качестве примера потенциала перспектив рынка творческого продукта в провинции, можно рассмотреть мой родной город Ижевск.
Ижевск – город с населением 630 000 человек. Средний месячный доход горожанина 30 000 рублей. Условный потенциал рынка активных потребителей творческого продукта, исходя из приведенных выше данных - 37 000 человек. И это без учета их личных особенностей и предпочтений каждого. Учитывая то, что российская провинция не имеет выстроенную и отлаженную систему культурных связей и, фактически, все культурные коммуникации осуществляются внутри региона, с близлежащими населенными пунктами, либо через столицу, перспективы масштабного и прибыльного творчества в провинциальном городе не вырисовываются.
Что же в Москве? Если обратиться к данным росстата и изучить модель распределения доходов в столице, то можно попытаться увидеть следующие показатели.
22 % получают от 50 до 75 тысяч рублей
14,4 % от 40 до 50 тысяч рублей
11,1 % от 100 до 250 тысяч рублей
10 % от 75 до 100 тысяч рублей
8,7 % от 35 до 40 тысяч рублей
8 % от 30 до 35 тысяч рублей
7,8 % от 25 до 30 тысяч рублей
4,3 % от 21 800 до 25 тысяч рублей
3,4 % от 18 600 до 21 800 рублей
1,7 % от 17 000 до 18 600 рублей
1,7 % от 13 800 до 15 400 рублей
1,5 % от 15 400 до 17 тысяч рублей
1,5 % от 250 тысяч до 500 тысяч рублей
1 % от 12 200 до 13 800 рублей
0,7 % от 10 600 до 12 200 рублей
0,6 % от 9 тысяч до 10 600 рублей
0,5 % от 7 400 до 9 тысяч рублей
0,4 % от 5 965 до 7 400 рублей
0,3 % от 500 тысяч до 1 миллиона рублей
0,2 % до 5 965 рублей
0,1 % свыше 1 миллиона рублей
Если следовать предложенной логике, то порядка 4 200 000 человек (35% от общего числа населения Москвы), имеют значительно большие возможности для потребления творческого продукта, чем все вместе взятые провинциалы.
Хотя и это сложно назвать огромным рынком для качественного и конкурентного творческого продукта, что подтверждают данные издательства Bell по доходам молодых, независимых, и достаточно популярных в стране артистов.
Как видно из графика, с учетом того, что речь идет о сумме общей выручки, предусматривающей расходную часть на коллектив, работу в студии, видео, промо и прочие расходы, доходы не так высоки и сопоставимы с доходами средней руки предпринимателя. А это, заметьте звезды Российского масштаба.
Что же делать, если нет желания cбежать в столицу?
С одной стороны не хочется быть вестником творческого апокалипсиса в РФ, с другой стороны, хочется показать реальную картину тем, кто безоговорочно планирует связать свою жизнь с творчеством в нашей стране.
Конечно же, отказываться от своих замыслов не надо, ни при каких условиях, скорее следует учитывать ряд принципов, которые помогут вам творить в российских реалиях и при этом монетизировать свое творчество.
Творчество + полезная обучающая информация
В первую очередь мы можем опираться на ту же модель выживания, в которой творчество лучше сосуществует с сопутствующим ему обучающим процессом. Одной из особенностей общества, находящегося в зоне ценностей выживания, является высокий уровень конкурентности, который, в свою очередь, формирует запрос на получение полезных практических знаний, помогающих эту конкуренцию преодолевать. В частности это подтверждает бум инфобизнеса в России, который связан с различными офф-лайн и он-лайн курсами и тренингами, дающими возможность получать полезные навыки в короткие сроки.
Исходя из этого, включение в свое творчество элемента просвещения, поможет вам получить дополнительный источник монетизации. Условно, вы пишите музыку при помощи компьютерных программ Cubase, Logic, Ableton? Создайте образовательный курс, используя свой опыт и знания. Вы пишите книги? поделитесь тем, как это делать с теми, для кого это важно, проведите тренинги по копирайтингу и драматургии. Не обходите стороной ютьюб и соц.сети, они помогут вам в продвижении и монетизации собственного знания.
Регулярность
Важно учитывать что мы живем в период так называемой третьей информационной волны, постиндустриальном обществе, основным продуктом которого является новая информация. Регулярное и последовательное обновление контента становится основой для продвижения собственного творчества и монетизации. Подумайте над тем, при помощи чего вы можете добиться регулярности публикации своего творчества, сформулируйте темы и направления которые могут быть интересны вашей аудитории.
Узнавание привычного
Как уже было отмечено в статье, фактор узнавания, восприятие чего-то знакомого, помогает людям адаптироваться к «выживающему» социуму. Привнесите в свое творчество элемент кавер-культуры, продвигайте свой собственный взгляд на знакомые вещи. Не исключайте выступление в кавер-формате. Делайте свои версии известных творений близких вам по духу творцов прошлого.
Творчество, как социальная позиция
Согласно исследованию Purpose2020 за последние 12 лет стоимость брендов с активной социальной позицией выросла на 175%. Подобная тенденция не исключает и творческую сферу, что подтверждает хайп, который формируется вокруг творческих коллективов, которые оппонируют власти в России. Не исключая протестный контент, вы можете привносить в свое творчество фокусировку на социальном действии, отношении к жизни, экологии, питанию и пр. Таким образом, обозначая свою социальную позицию и продвигая себя и свое творчество через ценности интересных для вас сообществ.
Прикладные формы творчества
Возможно, в бюджет большей части жителей нашей страны не вписываются расходы на покупку книг, музыки, посещению концертов, но при этом они, являясь частью глобального мира, являются потребителями телевизионного и нтернет-контента. Фильмы, телевизионные шоу, спектакли, сериалы, все это требует создания сценариев, музыки, текстов для продвижения. Оцените свои возможности с точки зрения ремесла, возможности присоединиться к работе над командным проектом, который попутно может стать неплохой образовательной площадкой и повысить ваш профессиональный уровень.
Юмор
Еще одна особенность высококонкурентного и выживающего общества, это высокий уровень социального недоверия. С точки зрения социологии, в обществе с низкой культурой доверия начинает формироваться "культура цинизма", одной из особенностей которой является высокий запрос социума на сатиру и юмор. Возможно именно по этой причине в России так активно развиваются юмористические форматы, в числе которых Stand-up, Comedy и пр. Привносите юмор в свое творчество и в модель его продвижения. Юмор "набирает", на юмор реагируют.
Выход за границу
Если ваше творчество и навыки позволяют вам работать за пределами страны, то пользуйтесь любой возможностью донести свое творчество тем, кто реально заинтересован в потреблении творческого продукта и имеет для этого все возможности. Пишите издательствам, студиям, кинокомпаниям США и Западной Европы, если чувствуете в себе достаточно потенциала для работы за границей.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что
в современной России творчество не следует рассматривать как источник дохода!
Если вы пытаетесь рассматривать творческую сфер, как нечто, что может прокормить вас в России, то лучше отодвиньте от себя эту мысль. Если вы думаете, что творчество в нашей стране может быть бизнесом, то отдавайте себе отчет в том, что это бизнес с повышенными рисками. В стране с ценностями выживания и рынком в несколько миллионов потенциальных потребителей, просто не может появиться качественной индустрии создающей сильный и высокодоходный продукт.
Да, вы можете получить результат благодаря вашему таланту, но это, скорее исключение из правил. Для того, чтобы не испытать большого разочарования в будущем, следуйте за своей мечтой, но измените отношение к собственному творчеству. Например, воспринимайте его, как инструмент личного продвижения, как элемент вашей репутации, как часть вашего личного бренда, как психотерапию, но лишний раз не питайте себя излишними ожиданиями.
Если вы занимаетесь творчеством в провинции, то сформулируйте для себя дополнительные грани осознания этого процесса:
В провинции творчество - это ретрит и погружение в себя, чем глуше провинция, тем больше погружения ;
В провинции можно быть кем-то особенным - программистом-музыкантом, шахтером-художником, колхозником-сорокиным;
В провинции легче воспевать исконную-русскость, коней, березы, или деревенского священника, вселяющего веру в восхождение нации в рай вместе с царем-батюшкой;
В провинции можно легко перевоплотиться в историка-антрополога, специализирующегося на изучении средневековья и переплюнуть Невзорова;
В общем, творите в радость, варианты есть.
Автор: Александр Смакотин
https://www.facebook.com/alexander.kareninsmakotin