В каждом советском и российском учебнике истории России в части про XX век неизбежно есть история о подвиге 28 панфиловцев, героически остановивших чуть ли не танковый взвод у разъезда Дубосеково во время обороны Москвы. Есть и фраза политрука Клочкова, ставшая крылатой и еще в годы войны облетевшая весь Союз благодаря газетам: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва". Однако не все в этой истории есть правда. Постараемся разобраться, где явь, а где ложь.
А был ли бой?
Да, был. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково действительно шел героический бой 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка с превосходящими числом танковыми соединениями противника - на этом участке фронта находились три дивизии вермахта - две танковых и пехотная. Да, героические действия полка остановили продвижение колонны, причем настолько успешно, что командующий наступлением на Москву Федор фон Бок отвел дивизии с Волоколамского направления и перебросил их на Ленинградское шоссе. Так в чем же вымысел?
Главное - красивый заголовок
В том, что, даже учитывая, что 4 рота и правда понесла самые тяжелые потери (из 140 человек в подразделении осталось чуть больше 20), полностью уничтожена она не была. Кроме того, весь полк сумел подбить 5-6 танков нацистов, в то время как официальная история говорит о мифических 20 танках, уничтоженных только усилиями 4 роты. И это учитывая, что, по воспоминаниям выживших солдат полка, на всем участке 1075-го у бойцов было лишь 10-12 противотанковых ружей! Так откуда же взялись подобные преувеличения, которые бросаются в глаза уже при первом более-менее детальной рассмотрении событий? Почему бы не рассказать правду о героическом сражении, в котором, пусть все и было не так победоносно, есть живые герои? Была ли, наконец, произнесена ставшая крылатой фраза Клочкова?
Все очень просто - Советскому Союзу был нужен подвиг. И не такой, какими они были в реальной жизни - грязный, в окопной грязи и крови - а чистый и бескомпромиссный. Именно с целью написания такого репортажа секретарь газеты "Комсомольская правда" Кривицкий и корреспондент Коротеев в конце ноября 41-го года выехали в штаб 1075-го полка. Вот что позднее, во время выяснений обстоятельств боя, говорил Кривицкий:
При разговоре в ПУРе с т. К. он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём подвале: «Россия велика, а отступать некуда — позади Москва», — я ему ответил, что это выдумал я сам…
…В части же ощущений и действий 28 героев — это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14—15, который показал могилу, где похоронен Клочков.
…В 1943 году мне из дивизии, где были и сражались 28 героев-панфиловцев, прислали грамоту о присвоении мне звания гвардейца. В дивизии я был всего три или четыре раза.
Таким образом, при детальном рассмотрении подвиг все равно остается на лицо. Однако в погоне за громким заголовком он был исковеркан и правду о героях основательно переврали.