О чередовании коротких и длинных предложений не написал лишь ленивый (и я в их числе🙈, читаем «как написать ритмичный текст»).
⠀
Многие думают, что можно этим ограничиться. Ан нет❗
⠀
Сегодня разбираем фонетический ритм. Постараюсь рассказать без заумных терминов.
⠀
Слог – основная единица речи. Слоги воспроизводятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Бывают ударные и безударные. Вот их сочетания и дают тексту ритм.
⠀
Самый простой – сочетание одного и того же элемента. Схематически можно изобразить как
- - - - - -.
Но такой ритм в длинных произведениях будет монотонен.
Разнообразим: -/ -/-/- Ага, уже веселее.
Еще: --/--/--; ---/---/---/; --/--/---/--/--/---/
И так можно продолжать долго: ямб, амфибрахий, хорей, пиррихий и т.д. – размеры стоп.
⠀
Силлабическое(равное по слогам), тоническое( количество ударений в знаковых словах), квантитативное(определённое чередование долгих и кратких слогов) и др. – типы стихосложения.
⠀
Есть еще повторение конкретных звуковых единиц, грамматических конструкций и тоновых долгот.
⠀
По итогу, все сводится к чередованию сильных и слабых слогов.
⠀
Но, что интересно❗, у Маяковского, Есенина, Бунина, Бродского и многих других великих высшего образования не было.
⠀
Это не значит, что я предлагаю обойтись без оного. Совсем нет. Я не предлагаю делать фетиш из корочек.
⠀
Вот самообразовываться важно и нужно.
⠀
О психо-эмоциональной ритмике текста поговорим чуть позже…