Исследователи определили семь скачков в развитии, которые происходят в первый год жизни ребенка. Физически ребенок развивается линейно, то есть довольно равномерно, в то время как развитие мозга, отвечающего за когнитивные, интеллектуальные и эмоциональные способности, происходит как на дрожжах.
Каждый "прыжок" является своего рода вехой в развитии ребенка. Никогда больше в дальнейшей жизни человек за 12 месяцев не достигнет такого же успеха, как ребенок на первом году жизни.
Когда, из полностью зависимого от других людей, превращается в годовалого человека, который ходит на собственных ногах и прекрасно поясняет свои потребности.
Время возникновения скачков развития определяется приблизительно, потому что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе.
"Прыжки" в развитии чаще всего проявляются в заметных изменениях в поведении ребенка, которое длится не менее нескольких или нескольких дней - становится раздражительным, слезным, имеет проблемы со сном, может временно иметь меньше аппетита.
Но опять же - некоторые дети испытывают бурные скачки развития, переворачивая жизнь своих родителей вверх ногами, другие меняются почти незаметно.
Прыжок в развитии и поведение ребенка
С каждым скачком развития ребенок видит, чувствует и понимает больше. Другими словами, он начинает получать больше стимулов от внешнего мира, чем раньше.
Это связано с интенсивным развитием мозга ребенка, который начинает обрабатывать все больше и больше информации. Изменения в поведении ребенка, такие как плач, нытье и раздражительность, которые чаще всего сопровождают скачки развития, связаны с тем, что вначале ребенок чувствует себя неуверенно с избытком раздражителей, достигающих его.
Внезапно, малыш начинает замечать выражение лица взрослых, или начинает понимать, что у него есть ручки и ножки, он может ими помахать, но ... он еще не знает, что с этим делать.
Нынешний безопасный мир немного изменился. Ребенок просто чувствует себя неуверенно, некомфортно и ему нужно привыкнуть к новой ситуации.
Как только у него появятся новые навыки, он осторожно начинает использовать их. Очень часто, после недели нытья, вызванного скачком развития, родители замечают значительное повышение навыков ребенка.
Вот как работает "прыжок" - мозг анализирует на новые раздражители, ребенок реагирует на изменения с беспокойством, а когда он к этому привыкнет, он использует приобретенные навыки.
Первый скачок в развитии - период опыта
Первый скачок в развитии наблюдается в возрасте около 5 недель и называется периодом ощущений. Ребенок от новорожденного становится младенцем, становится более внимательным, появляются более длительные периоды бодрствования.
Он осознанно получает прикосновение, в ответ на голос, взгляд, взрослое прикосновение, начинает улыбаться. Изображения, которые появляются перед глазами ребенка, становятся более четкими, и он может сфокусировать на них взгляд.
Во время плача, который может быть вызван внезапным, неизвестным звуком, появляются слезы.
После первого скачка развития ребенок слушает и выглядит более сфокусированным, улыбка между дремотами начинает удлиняться, он лучше переваривает пищу, следовательно, меньше плачет и больше наблюдает.
Второй скачок развития - период закономерностей и различий
Второй скачок, называемый периодом закономерностей и различий, появляется в возрасте от 7 до 9 недель. Именно тогда младенец обнаруживает, что у него есть ручки.
И он может играть с ними, класть их себе в рот, хватать предметы, к которым он касается (хотя он случайно касается, а не намеренно). Он очарован голосами, сам пытается издавать разные звуки и внимательно их слышит.
Ребенок начинает видеть выражения лица людей, которые о нем заботятся. Уже на этом этапе он начинает замечать закономерности и взаимоотношения - что после ванны происходит массаж, а после массажа кормление.
Предсказуемый ритм дня дает ребенку чувство безопасности.
После второго скачка развития ребенок интенсивно машет руками и ногами, может схватить и удержать игрушку, начинает поднимать голову, охотно прислушивается к людям и реагирует на контакт.
Третий скачок развития - период нюансов
11-12 недели - это третий скачок развития, называемый периодом нюансов. Малыш замечает тонкие детали во внешности, тон голоса заботящихся о нем людей, он может протестовать, когда над койкой появляется незнакомый ему человек.
Он пытается направить руки к игрушке, к которой он хотел бы прикоснуться. Он начинает координировать свои глаза с движением головы - он начинает смотреть со своим родителем.
После третьего развивающего прыжка ребенок поворачивает голову к родителю или объекту, который его интересует, хватает предметы обеими руками, издает все больше и больше звуков.
Четвертый скачок развития - период событий
Следующий скачок, выпадающий на 4-5-й месяц жизни, называется периодом событий. Ребенок становится все более и более общительным, способен произносить согласные команды, хотя они еще не имеют отношения к сознательной речи, он реагирует на свое имя.
Он четко сообщает о своей скуке и призывает его повеселить с громким смехом. Он интересуется всем, и поэтому с ним нужно чаще разговаривать, играть, показывать новые предметы, называть их своими именами.
Ребенок уже способен сознательно тянуться к игрушке поэтому когда он засыпает, не стоит рядом ее оставлять. Он замечает причинно-следственные связи, гремит и бросает игрушки, чтобы получить ожидаемый эффект - звук и реакцию своих родителей.
После четвертого развивающего скачка ребенок намеренно бросает предметы на пол, начинает реагировать на свое имя, лежа на животе, высоко поднимает голову, лежит на спине, толкается ножками, иногда пытается ползти.