Когда я училась в 8 классе, была у нас странная учительница русского языка и литературы. Среднего роста, среднего возраста, с обычным именем. Преподавала она тоже обычно. Но у неё была одна особенность: она любила только серый цвет. Нельзя сказать, что у неё был скудный гардероб. Она носила разные платья, но почему-то все они были серыми. За несколько лет учёбы у этой учительницы мы ни разу не видели её в одежде другого цвета. Туфли у неё тоже были серыми. Но главное - волосы! Она была женщина ещё не старая, и волосы у неё были удивительно пышные, красивые. Однако они были абсолютно седыми. Учительница даже не пыталась их красить. Вот это, с моей точки зрения, было очень странно! Симпатичная женщина, почему она не хочет хорошо выглядеть?
Я вспомнила эту учительницу не только в связи с её внешностью. Из-за неё я чуть не лишилась пятёрки по русскому в аттестате! Притом ни я, ни она не были в этом виноваты: к этом привела нас случайная цепочка событий - так иногда бывает!
Всё началось с того, что в один самый обычный день я забыла принести чистую тетрадь в линеечку. Учительница просила нас принести тетради для диктантов, а у меня из головы вылетело. С кем не бывает! И она поставила мне двойку. Тогда, в двадцатом веке, учителя не церемонились - ставили оценки на своё усмотрение, и прямо в журнал! Например, обычным делом было поставить двойку ученику, который во время объяснения учителя отвлёкся и посмотрел в окно. Если он не мог повторить, что сказал учитель, он получал "два", и этому никто не удивлялся. Я, конечно, понимала, что эта двойка - полная фикция, и я о ней быстро забыла. Я ведь была уже большая девочка, которую оценками не напугаешь.
Шло время, приближались экзамены. Это сейчас первые экзамены сдают в девятом классе, а тогда сдавали в восьмом. И однажды на уроке литературы мы разговорились с учительницей о предстоящем выпускном вечере. Главный выпускной вечер был в десятом классе, но у нас в восьмом тоже планировалась вечеринка, и девочки готовили нарядные платья. И тут вдруг учительница впервые рассказала о себе.
- Я помню свой выпускной вечер, - сказала она. - Я воспитывалась в детском доме. Это у вас есть родители, а у меня их не было. Всем девочкам к выпускному вечеру выдали одинаковые платья и туфли. Однако среди нас были девочки, имеющие родственников. Некоторых навещали дяди и тёти. Мы не любили этих девочек, не брали в свою компанию. У нас родственников не было, никто нам не приносил подарков. А им приносили!
Учительница вспомнила свою детскую обиду, у неё чуть слёзы не потекли из глаз. Тяжело вздохнув, она продолжала:
- И некоторым девочкам на выпускной вечер родственники привезли нарядные платья и туфли на каблуках. А они к каблукам не привыкли: ходят как курицы! Мы пытались уговорить их одеться, как все! Зачем выделяться? Мы же один коллектив, мы вместе росли! Да, платья нам выдали простенькие и туфли самые обычные. Но зато одинаковые! А эти девочки отказались надевать их. Они всё-таки надели свои нарядные платья и туфли, которые привезли им родственники! И мы перестали с ними общаться. Больше мы этих девочек не видели! После ухода из детского дома мы продолжали встречаться с подругами. Каждый год мы обязательно встречались. И всегда вспоминали наши одинаковые выпускные платья и туфли. Мы до сих пор их бережём.
Это была грустная история. Класс слушал, не шелохнувшись.
Наступило время экзаменов. Я написала сочинение по русскому языку и получила "5/5". Потом я сдала устный русский тоже на "5". Учительница похвалила меня, однако сказала, что в году у меня выходит "4" несмотря на успешные экзамены. Дело было вот в чём. В четвертях стояли следующие оценки: "5,4,5,4" - и это значило, что в году выходила четвёрка. Почему? Потому что последней была четвёрка - вот такая логика! А экзамены, как оказалось, вообще не влияли на оценки. А эта четвёрка в году за восьмой класс шла в аттестат о среднем образовании, потому что в девятом и десятом классе не было больше предмета "русский язык". И что же получалось? Из-за случайной двойки за забытую тетрадь я должна была лишиться пятёрки в аттестате? Но это ведь несправедливо! И я напомнила учительнице, что во второй четверти она поставила мне двойку за эту самую забытую тетрадь! Это ведь действительно не имеет никакого отношения к моим знаниям! И учительница, услышав это, вдруг обрадовалась. Она взяла классный журнал, открыла текущие оценки второй четверти. У меня стояли "5,5,2,5,5". И тогда она, как сейчас помню, вычеркнула ручкой эту двойку, переправила четвертную оценку на "5" и в году тоже поставила "5". Так что аттестат со своей заслуженной пятёркой я всё-таки получила!
Когда я пришла после летних каникул в девятый класс, этой учительницы в школе больше не было. К нам пришла другая учительница литературы.