Таксисты выражают своё недовольство с завидной частотой. То пикеты у офиса Яндекса, то забастовки. Водители хотят обычных вещей: рабочий день 8 часов и справедливую зарплату. В итоге получают разовую шумиху в СМИ, равнодушие владельцев такси и негатив со стороны пассажиров. Что не так с этими акциями, почему они не удаются?
Надежды
С 3 по 6 декабря таксисты устраивают бойкот против агрегаторов такси. Проблема в ценовой политике. По словам таксистов, стоимость километра по тарифу — 6 рублей, себестоимость этого же километра — 8−12 рублей с учётом бензина, мойки, технического обслуживания. Плюсом к этому надо заплатить комиссию агрегатору, которая составляет 15 — 23% от заработка. Это всё делает работу в такси неприбыльной, ставит водителей на грань выживания и заставляет работать более 8 часов. Эта проблема существует давно, все о ней знают, и люди регулярно протестуют. Именно это становится частой причиной ухода из такси. Однако свято место пусто не бывает. Одни уйдут или забастуют — придут другие, поэтому, похоже, агрегаторы не сильно боятся недовольств, акций и протестов.
Требования организаторов:
- Увеличение тарифов.
- Отмена фиксированных тарифов и переход на оплату по счётчику.
- Снижение комиссии оператора.
- Введение единого минимального тарифа.
- Ограничение времени работы.
Инициаторы акций в разных регионах разные, но требования и суть проблем у всех одна.
Крупные агрегаторы такси стремятся отвоевать рынок за счёт снижения цен. При этом они не хотят терять прибыль и зарабатывают за счёт водителей, поднимая комиссию. Таксисты от безысходности начинают экономить на машине и работают больше положенных 8 часов. Как итог — аварии.
Организаторы планировали в самое пиковое время, когда все возвращаются с работы, перейти в статус «занят» и не брать заказы. Расчёт был на то, что в приложении будут тысячи машин, но люди не смогут уехать. В теории это должно было привлечь внимание к проблеме. Ura.ru цитирует организатора:
Это будет такая шумиха, после которой наш представитель зайдет в любой агрегатор, и этот агрегатор примет любые наши условия
Москва, Челябинск, Тула и многие другие города стали участниками акции. Выступают не против какого-то конкретного агрегатора, а против системы в целом, поскольку Яндекс, Uber, Ситимобил — не имеет значения, принципы работы у всех одинаковые.
Реальность
Благая цель, отстоять свои права, разбилась о реальность. Акцию поддержали не все таксисты. Многие решили, что сейчас у них есть хоть что-то, а после забастовки не будет ничего. К тому же день простоя арендованной машины обходится дорого — забастовка забастовкой, но плату никто не отменял.
Как отмечают таксисты, никто не предусмотрел фонд, который покроет их расходы. Организация и слаженность действий тоже страдают. В телеграм-канале, где собрались организаторы и участники забастовки, вместо поддержки и конструктивных диалогов флуд.
Некоторые таксисты в своём чате пишут о том, что участие в забастовке понизило их рейтинг. Те, кто не вышел на акцию говорят о том, что бастуют те, у кого низкий рейтинг из-за которого у них мало работы.
Представители Яндекс.Такси и Uber отмечают, что протест водителей никак не сказался на работе сервиса. Водителей вышло даже больше на 5−10%, повышения тарифов не было.
Фейки
Похоже, что организаторы акции и те, кто к ней присоединились, готовы вербовать союзников любой ценой. В СМИ попадаются сообщения о том, что в некоторых городах стало много фейковых вызовов с незарегистрированных сим-карт. Водитель получает заказ, приезжает по адресу, а там никого нет, телефон заказчика не отвечает.
Выяснилось, что звонят участники бойкота, чтобы сорвать работу сервиса. Также таксистов закидывают сообщениями в мессенджерах, листовками и идут на крайние меры — порчу машин.
Итак, изначальная цель была вполне здравой — отстоять свои права на достойную зарплату и условия труда, но в очередной раз таксистам не удалось собраться всем вместе. Никто не захотел терять заработок и не поверил в то, что можно протестом изменить систему.