Раньше как думали: казалось бы, чего проще – попрощался с одним, нанял нового. И мало кто считал, затраты на этот процесс, а они тем не менее есть и не малые.
Что ж, времена изменились и экономическая эффективность в работе с персоналом становится одним из важнейших параметров. Если вы в вашем бизнесе не планируете сорить деньгами, спросите вашего эйчара, как дела с экономической частью его задач и, пока ждете ответа, прочитайте эту статью до конца, я расскажу вам о расчёте одного из важных параметров.
Итак, представим себе сотрудника с зарплатой в 100 000 ₽ на руки.
Пойдем по легкому с финансовой точки зрения сценарию и представим, что сотрудник уволился сам, никаких компенсаций не было и весь свой положенный отпуск он отгулял (что бывает нечасто).
Передача дел
Допустим, что он передавал дела стандартные 2 недели, после написания заявления об уходе. Если в месяце 21 рабочий день, вы должны заплатить (округленно до целых без копеек):
47 619 ₽ зарплаты
7 115 ₽ в налоговую (13%)
12 041 ₽ в пенсионный (22%)
2 791 ₽ в ОМС (5,1%)
1 587 ₽ на ВНиМ (2,9%)
Итого: 71 153 ₽ чистых ваших расходов
Сопутствующий расход на одно рабочее место с учетом затрат на бухгалтерию, административку, офис и прочие мелочи при условии, что все сидят в оупен спейсе, в среднем по Москве сейчас в районе 25000 ₽/мес.
В нашем случае это еще 11 904 ₽ сверху.
Плюс кто-то с такой же зарплатой, суммарно потратил пару дней на приемку дел (на практике, редко бывает больше).
Это еще в копилку: 16 610 ₽.
Поиск нового сотрудника
Предположим, что в поиске и собеседованиях принимают участие только двое: рекрутер с зарплатой в 60 000 ₽ и будущий начальник нового сотрудника с зарплатой в 150 000 ₽. И еще не забываем про сопутствующий расход (см.выше).
Для удобства вычислим стоимость часа для вас каждого из них: у рекрутера это 735 ₽/час, у начальника – 1614 ₽/час.
Итак, с условиями определились, теперь расходы:
Предположим, что у вас не активный рекрутер и он решил обойтись малой кровью и повесил только на hh, заплатив 940 ₽ за 1 месяц. Базой он не пользовался, просто разбирал входящий поток, на что тратил по 10 минут в день, что обошлось вам еще в 2 572 ₽.
10 кандидатов прошли первичное интервью с рекрутером, в среднем по 40 минут, что обошлось вам в 4 900 ₽. После отсева трое дошли до совместного часового собеседования с будущим начальником, что в пересчете на деньги еще 7 047 ₽.
Один из кандидатов подошел и принял оффер. Итого, ваши расходы на подбор составили 15 459 ₽.
Здесь обратите внимание: в реальности площадок будет несколько, собеседований больше и еще, вероятно, что за доступ к базе резюме вы заплатите. Соответственно, сумму выше можно смело умножать и на 2, и на 3, и даже больше.
Адаптация
Допустим идеальную ситуацию: нанятый сотрудник подошел с первого раза, принял дела без проблем, быстро адаптировался, не совершал ошибок, приносящих убытки и начал себя окупать уже в середине испытательного срока.
В этом случае расходы на адаптацию составили:
150 000 ₽ - зарплата сотрудника за полтора месяца
96 395 ₽ - налоги и сборы
37 500 ₽ - сопутствующие расходы
9 684 ₽ - еженедельные встречи с начальником
1 470 ₽ - пара адаптационных встреч с эйчаром
Итого: 295 049 ₽
Так как мы считаем легкую версию в идеальном мире, здесь мы не учитываем расходы на адаптационные мероприятия, на велком паки, на то, что наставников может быть больше и стоят они дороже и так далее.
При этом напомню, что расходы на оборудование, сисадминов, бухгалтеров и кадровиков мы уже учли в сопутствующих.
Подведем итоги
В стерильных условиях расходы на замену составили 410 175 ₽.
В нестерильных: добавьте сюда ваши расходы на рекрутинг, коэффициент сбоев в адаптации, простои бизнес-процессов на время замены, более серьезную работу эйчаров и запросто получите минимум около 550 000 ₽.
Ну а если речь идет, например, про разработчика, то с учетом его более существенной чем в примере зарплате и такой же более высокой у его начальника, а также с гораздо более долгим (следовательно дорогим) наймом, у вас легко получится сумма более 1 000 000 ₽.
Вместо послесловия
А теперь представьте свою компанию, вы знаете ваши реальные цифры. Допустим, что ваши сотрудники не очень мотивированы и каждый пятый ежегодно покидает компанию (это очень популярная для рынка история).
Посчитайте ваши расходы и задайте себе вопросы:
1. Каковы будут ваши потери?
2. Что можно улучшить, чтобы этих проблем избежать?
Понадобится помощь? Обращайтесь!