Уже лет 15 назад прижился у нас обычай писать письма Деду Морозу. Как и многие спорные традиции, эта пришла издалека. В Америке роль исполнителя детских желаний играет Санта - Клаус. Мы же эту обязанность возложили на Деда Мороза.
И вот, из года в год дети пишут письма, а родители ломают голову, как выполнить их безразмерные желания. Признаться, эта практика давно вызывает у меня недоумение и кажется весьма сомнительным мероприятием. Хорошо ли на самом деле, что дети отправляют письма - заказы Деду Морозу? Давайте разберемся.
Начнем с того, что Дед Мороз для ребенка - это сказка и чудо. А стоит ли считать чудом то, что можно предварительно заказать? Останется ли сказка "сказкой" для ребенка после того, как он составит перечень своих будущих"волшебных" подарков? Особенно если некоторые из них (по мнению родителей) не включатся в лимит возможностей Деда Мороза?
Что такое письма Деду Морозу? Это детские заказы подарков. Если предположить, что ребенок должен воспринимать Деда Мороза, как нечто нереальное и чудесное, то сама идея писать ему письма является абсурдной. Тем более, когда цель этих посланий - это запрос на получение конкретных подарков. Как можно выпрашивать чудо? Каким образом Дед Мороз, который живет в сказочном мире без магазинов, денег и почты, эти письма сможет получить? И самое главное: с какой стати Дед Мороз должен выполнять чьи - то желания? Даже если этот "кто - то" хорошо себя вел, учился и.т.д.?
Наверное, кто - то не знают, но множество людей выросли, даже понятия не имея о том, что у Деда Мороза можно заказывать подарки. И мне кажется, у этих людей нет сейчас желания спросить: "А что, так можно было?"
Потому что Дед Мороз не был для них аналогом интернет - магазина. Он был настоящим Чудом, и как раз потому, что они не имели возможности это загадочное явление под названием "Дед Мороз" никак контролировать. Они не могли не то что рассчитывать на определенный подарок, но и даже не знали наверняка, придет ли он вообще.
На мой взгляд, это было правильно. Чудо на то и чудо, что не поддается ни объяснению, ни прогнозированию. И если Дед Мороз - это символ чего - то иррационального, то он должен жить по своим, одному ему известным законам. Стало быть, невозможно руководить его поведением: заказывать ему подарки и рассчитывать на их своевременную доставку.
Многие из тех, кому сейчас больше 40 - ка, восторженно вспоминают Новый Год своего детства. В квартирах ставили живые сосны и ели до потолка, на них вешали мандарины, грецкие орехи и конфеты, завернутые в фольгу. Повсюду пахло хвоей, сказкой и шоколадом. Это казалось запахом Нового Года. А если еще и приходил Дед Мороз, то его появление было вообще верхом ожиданий! Он, конечно, что - то там дарил... Но его подарки были - не главное. Гораздо важнее для нас, детей, было его увидеть!
Где - то в глубине души мы потом понимали, что Дед Мороз - это был наш сосед по подъезду или папин друг, или мамин брат. Но в момент его появления мы верили, что перед нами самый что ни на есть настоящий Дед Мороз!
Интересно, как бы мы, тогдашние дети, отреагировали, если бы нам предложили написать письмо Деду Морозу? Наверное, не восприняли бы предложение всерьез. Посчитали бы, что нас разыгрывают...
А нынешние родители, которые покупают специальные бланки для писем своим детям, видимо, ко всему относятся серьезно. И к Деду Морозу в том числе. Все у них должно быть спланировано: что купить ребенку на праздник? На какую сумму надо ориентироваться? Какие аргументы привести своему чаду, если оно захочет четвертый ноутбук ( если в доме их уже три)?
Мне думается, что традиция писать письма Деду Морозу не только абсурдна, но и вредна. Она развивает в детях потребительство - стремление к удовлетворению только своих потребностей.
Откровенно говоря, для детей, которые пишут письма Деду Морозу, совсем не секрет, что их родители, мягко говоря, "причастны" к этому процессу. И они хорошо понимают, что письмо - это лучший способ, используя имя Деда Мороза, получить от родителей то, что им нужно.
Письма Деду Морозу придумали маркетологи для того, чтобы повысить покупательский спрос на товары к Новому Году. Они как раз и рассчитывали на детей которые раскрутят по полной своих родителей. Ведь нельзя же отказать ребенку, который с огромной надеждой писал письмо Санта - Клаусу или Деду Морозу?
Пусть меня заклеймят в комментариях, но я опять скажу, что "раньше было лучше." Дети не писали письма Деду Морозу, родители не извивались, как ужи на сковороде, чтоб детские "хотелки" удовлетворить, или не думали, как красиво отказать.
Многое в нашем детстве было правильнее. Не было у нас тогда еще моды перенимать чужие дурацкие традиции, типа писем с заказами деду Морозу, Дня Святого Валентина, Хэллоуина и многого другого.
Если бы послания к Деду Морозу имели бы своей целью только поздравить волшебного старика с Новым Годом и пожелать ему всего самого наилучшего, я бы и сама черкнула письмецо. Но в наше меркантильное время никто не станет поздравлять волшебника без личной выгоды...