Андрей ТВОРОГОВ
Пресс-конференции регионального УФАС, посвященные недобросовестной рекламе, уже давно стали отдельным жанром - впору учреждать премию «самое нелепое нарушение рекламного законодательства в регионе». В этом выпуске - чудо-устройство, лечащее от всех болезней, радиостанция, в которой реклама вещала половину (!) эфирного времени, самые вкусные круассаны Димитровграда и оптика, которая не совсем «№ 1».
Всего в первом полугодии этого года было рассмотрено 24 дела о недобросовестной рекламе - в первом полугодии 2018 года их было только 17. Нарушений при этом было 23 - некоторые бизнесмены умудрялись одним рекламным сообщением нарушить сразу несколько статей закона. Но хватит о скучном - переходим к чудо-технике.
Моя жизнь перевернулась!
Именно так называлась статья, посвященная медицинскому прибору «ФизиоТон». Вот его характеристика: «Усиливает эффективность медикаментозного лечения, помогает существенно снизить дозы (препаратов. - Прим. авт).» От чего лечит, правда, непонятно.
Читатели постарше, конечно, помнят такие приборы , в 1990-е их продавали из каждого утюга. Лечили магнитными волнами, восстанавливали ауры, заменяли врачей… Телемагазины предлагали их наперебой, и каждый непременно обещал перевернуть жизнь. Не все из них предлагали откровенно мошеннические продукты: некоторые устройства действительно работали, но совсем не так, как это обещала реклама.
Вот и когда региональное УФАС начало проверять документацию прибора «ФизиоТон», выяснилось, что «чудодейственных» функциональных характеристик у него просто нет. Более того, протоколы клинических испытаний показали: после разовой процедуры воздействия устройства заметного обезболивающего эффекта не было получено. Эффект в ходе испытаний был получен спустя только 30 - 50 минут использования - достаточный, чтобы у устройства была какая-никакая клиническая эффективность, но точно не чудодейственный. К тому же, уточняет УФАС, сильно уступающий другим распространенным физиотерапевтическим аппаратам.
«Ну и что?» - скажете вы. Продали чуть менее эффективное устройство благодаря чуть более эффективной рекламе. Разве это нарушение? Но специалисты антимонопольной службы установили, что рекламная статья создает ощущение ненужности обращения к врачам, поскольку «ФизиоТон - это собственный медицинский центр». Плюс ко всему реклама сообщает, что обращение к врачам требует времени, денег, а специалисты назначают бесполезное лечение. Зато «ФизиоТон» рекомендуют и одобряют множество известных людей…
Когда победа не аргумент
Мы уже рассказывали, что употреблять в рекламе слова «самый лучший», «самый вкусный» и прочие без доказательств - верный способ получить штраф. Однако некоторые бизнесмены проявляют настойчивость и изобретательность. К примеру, индивидуальная предпринимательница С. (кофейня-пекарня) в своей рекламе сообщила, что она делает самые лучшие в городе круассаны. Не знала закон - с кем не бывает?
Но когда о нарушении ей сообщили из УФАС она, вместо того чтобы отказаться от рекламы, начала доказывать что ее круассаны действительно лучшие в городе. Чтобы это подтвердить, предъявила дипломы за призовые места на турнирах и фестивалях кулинарного мастерства, а также свидетельства о прохождении мастер-классов. Ну и у кого теперь круассаны не лучшие в городе?
Вот только УФАС ее дипломы не убедили. «Представленные документы действительно свидетельствуют о профессиональных достижениях, вот только вкусовые предпочтения субъективны, и то, что понравится одному жителю Димитровграда, другому может не понравиться».
Даже если никто больше в Димитровграде профессионально круассанами не занимается.
КСТАТИ
Ровно такая же история произошла с «Оптикой № 1». Вот ее рекламное сообщение: «Самые выгодные цены. 100% качественный сервис. Более 25 000 довольных клиентов. Самые качественные очковые оправы». Между тем никаких объективных критериев сравнения в рекламе указано не было.
Вояж не в радость
История «Радио-Вояж Димитровград» сравнительно короткая - в отличие от рекламных сообщений по этому радио. По закону в сфере телерадиовещания позволяется распространять рекламу, не превышающую по продолжительности 20% времени вещания в течение суток. Восемь минут музыки или новостей - две минуты рекламы. Не большое.
Но вот что установили в УФАС: «Радио-Вояж Димитровград» это требование нарушали, причем иногда больше чем в два раза! Факт был установлен в ходе систематического наблюдения за соблюдением лицензионных и обязательных требований.
К примеру, 9 июня в эфире этой радиостанции рекламные сообщения транслировались 47,95% времени! Общая их продолжительность - час и 16 минут, а всего радио вещало два часа и 40 минут (то есть в формате врезки).
Так что если вам кажется, что на той станции, которую вы привыкли слушать по дороге на работу, стало слишком много рекламы, обратитесь в УФАС. Хватит это терпеть!