Найти в Дзене
Народная Газета

ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ

Анна ГРИГОРЬЕВА

Есть немало песен о людях военных профессий - о летчиках, артиллеристах, моряках. Ровно 80 лет назад, в 1939 году, в фильме «Трактористы» прозвучала песня «Три танкиста». Задорная, зажигательная и очень мелодичная, она и сегодня выглядит молодо и так легко поется.

Песня родилась по желанию знаменитого режиссера Ивана Пырьева. В своих воспоминаниях он писал: «Шел 1938 год. На Дальнем Востоке Япония сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты полностью уничтожили несколько японских дивизий».

Так возникла идея фильма о бывших танкистах, которые в мирное время сели на трактора. Картину «Трактористы» решено было начать с песни. Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашли бы отражение тема обороны наших границ, подвиг героев-танкистов, участников боев на Хасане.

«Ясно? - спросил Пырьев и добавил тоном, не допускающим возражений, - песня должна быть готова завтра к часу дня», - вспоминал Ласкин. - Я сказал, что подумаю, и вышел от режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов. Но события, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки. С готовым текстом я отправился к композиторам - братьям Дмитрию и Даниилу Покрасс. Этому трудно поверить, но песня была готова через 30 - 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга».

В «Трактористах» песню пели исполнители главных ролей Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян. «Много пришлось пережить в годы войны, хотя непосредственно в действующей армии так и не пришлось служить, - вспоминал Николай Крючков. - Вместо меня служили мои киногерои, и, смею думать, неплохо. В том, что трудился не напрасно, убедился скоро. Мы повезли показывать на передовую картину «В тылу врага». Показывали в лесу, в каком-то сарае, под прикрытием боевого охранения. Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели... не слишком уж серьезными, поверхностными, наивными, что ли. Но как реагировали бойцы! Насколько они были великодушны к нашим очевидным натянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы! Да, таких зрителей надо было еще заслужить. Наутро, когда я вышел из блиндажа, вижу: идут солдаты в походном строю. Усталые, лица обветренные, с оружием в руках. Поздоровался, а они мне в ответ хором простуженными голосами: «Три танкиста - три веселых друга». В ту минуту я был на все готов ради этих смертельно измученных, но сильных духом и песней ребят. В атаку бы с ними пошел не задумываясь».

Во время войны каждый танковый экипаж считал, что «Три танкиста» - о них лично. Песня продолжает оставаться неофициальным гимном наших воинов-танкистов.

Три танкиста

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука -

Нерушимой крепкою семьей

Три танкиста, три веселых друга -

Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки.

В эту ночь решили самураи

Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно -

И пошел, командою взметен,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи

Под напором стали и огня.

И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста, три веселых друга -

Экипаж машины боевой!