Найти тему
Долина Извилин

5 навыков успешного фрилансера

Оглавление
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera

Успех не приходит сам по себе. Чтобы фриланс был не способом добыть три десятка рублей на хлеб, а всё-таки делом, которым не только кормиться, но и гордиться можно, нужно развивать навыки, причём не только профессиональные, но и личностные, которые на дело влияют самым непосредственным образом.

Давайте посмотрим, что точно нужно, чтобы стать фрилансером, да не простым, а более чем благополучным.

Содержание

  • Что нужно, чтобы стать фрилансером?

- Навык 1. Занимайся тем, что любишь

- Навык 2. Помни — зачем

  • Какие навыки можно наработать будучи фрилансером?

- Навык 3. Управляй собой и временем

- Навык 4. Умей разговаривать и договариваться

- Навык 5. Самосовершенствуйся

Что нужно, чтобы стать фрилансером?

Да-да, вы всё знаете — голова нужна, руки и желание учиться. Но сегодня мы поговорим о других компетенциях. В целом они пригодятся и в жизни вообще. Их много, про них написаны сотни книг, но если бы меня попросили выделить 5 ключевых, то это выглядело бы так.

Навык 1. Занимайся тем, что любишь

Жизнь не бесконечна, и иногда об этом стоит вспоминать. И нет никакого смысла идти во фриланс, чтобы заниматься тем, что не приносит удовольствия. Вариантов работы онлайн с оплатой на дому так много, что среди них найти что-то своё несложно.

Пожалуй, этот навык ещё можно назвать — “Научись слышать себя” или “Останавливайся, чтобы сверить маршрут”.

Для меня, пожалуй, само желание уйти во фриланс стало показателем того, что я услышала себя через много лет самой разной работы. Что меня сюда толкнуло?

  • Желание обладать временем тогда, когда оно мне нужно, а не освободилось после офисного дня. Например, заняться какими-то документами и не спрашивать ни у кого разрешения. Не нестись на электричку, потому что следующая через час. Не выяснять, почему задерживаться на работе — норма, а опоздать на 5 минут — нарушение правил внутреннего трудового распорядка. Ну и т.д. — список бесконечен.
  • Желание не слушать нытьё, не обсуждать и не осуждать, и в подобных беседах не участвовать. И вообще фильтровать своё окружение не варварским методом “ты меня бесишь, поэтому отвали от моего стола”, а вполне естественным “я встречаюсь только с теми, с кем хочу”.
  • Желание выполнять ту работу, которую считаю важной, а не обеспечением бюрократического механизма.
  • Желание обладать мнением и возможностью его выражать независимо от психологических особенностей начальников, особенно если их несколько по восходящей.
  • И тому подобные причины.

О чём они все? Конечно — о свободе. Это о внутренних ценностях. И для меня именно свобода — главная из них.

Итак, я уже люблю сам фриланс — он позволяет мне удовлетворить главную потребность. Второй момент — выбор сферы деятельности. Тут можно идти от талантов, от того, что лучше всего получается и того, что ты любил всегда. Но мой путь был другим — я шла от тех возможностей, которые ко мне приходили.

Самым первым моим проектом была студия, готовая обучить меня мастерству SEO-продвижения. Было это давно, но навыки эти даже сейчас частично пригождаются, несмотря на то, что в сфере многое поменялось. Но попытки танцевать с бубном, надеясь угадать, как и почему ведёт себя поисковик, меня не впечатлили.

Потом попался другой проект, где меня научили работать с новым движком сайта (тогда это показалось важным — хотя на самом деле они в большинстве своём одинаковые, если ты не кодом занимаешься, а в админке информацию меняешь), познакомили с новой для меня сферой бизнеса. И я освоила навыки администрирования сайта, работа не пыльная.

Но всё течёт и изменяется — главной задачей стало общение с дизайнерами и верстальщиками для создания сразу нескольких сайтов. И вот тут я позиции сдала, потому что столько специфического общения оказалось многовато и нервно. Играть в “испорченный телефон” я только в детстве любила, когда чем дальше от исходного варианта получится конечный, тем смешнее. Тут оказывалось не смешно. И снова прислушиваюсь к себе: я не люблю, когда что-то раздражает — сама завожусь, домой это тащу. А домашним это зачем? А мне? Сворачиваем.

Так, что у нас там ещё есть? Чтобы свобода оставалась, и нервотрёпки не было? Копирайтинг. Ты пишешь тексты — спокойно, свободно, в удобном графике. Я получаю удовольствие от сложения букв в слова, от работы со словами и предложениями, от изложения смыслов? Да. И это тоже путь.

И за ним путь — сейчас я уже охватила и SMM, и маркетинг. Но это уже с точным пониманием границ и потребностей. Я не занимаюсь тем, чем заниматься не хочу, я не работаю с теми, с кем работать не хочу.

И раз в 3-4 месяца я провожу сверку текущего положения с желаемым. Смотрю, что в жизни лишнего от работы, чего не хватает. С какими-то проектами расстаюсь, с какими-то укрепляю границы, какие-то добавляю, потому что хочется в них быть.

Всё это плавно подводит нас к следующему навыку.

Навык 2. Помни — зачем

Помимо работы в жизни фрилансера много других сфер, требующих ресурсов. В основном мы и отправляемся во фриланс, чтобы они не страдали.

Это и наши увлечения, и семья, и дом, и друзья. И сама работа, а не зарабатывание, радость от неё, удовлетворение от результатов — тоже важны. И как же важно не растерять память об этом. И всегда помнить о расстановке приоритетов.

У меня бывают периоды, когда я забываю. И они ужасны. Когда ты сутками стучишь по клавиатуре, гоняешь ребёнка с криками “Я занята, мне некогда, я ничего не успеваю!” И не останавливаешься, чтобы задать себе вопрос: “А так ли важно успеть? Для того ли я выбрала свободу, чтобы не смочь заниматься собственным ребёнком? Как заработать не меньше, избежав таких истерик?”

Да, деньги важны. Но всегда есть способ быть более эффективным в их зарабатывании. И тогда есть смысл прислушаться к мнению тех, кто знает, о чём говорит.

Стив Джобс о продолжительности рабочего дня.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera

А ещё иногда достаточно пересмотреть расходы, чтобы перестать думать, что зарабатываешь мало. И это тоже про приоритеты.

Это отлично видно как раз на примере детей. Если сейчас не работать по 14 часов, то я не смогу ему оплатить театралку. И тогда у него останется только бассейн, английский, изо и шахматы. А вы его спросите, что ему важнее, поиграть с вами прямо сейчас и заодно освободить хоть клочок времени от этих бесконечных студий или всё-таки всеми правдами и неправдами иметь возможность туда ходить? То же самое с сотым роботом. Конечно, он его хочет, но если дать ему выбор…

Друзья. Помните, как они были дороги? Как каждая встреча (в детстве даже каждый день) была желанна? А сейчас они стали символами на мониторе? Верните восторг от личных встреч — ресурс, который они дают, перевешивает все, что на них затрачиваются.

Так, зачем вы идёте/пошли во фриланс?

Обещаете себе помнить об этом всегда?

Какие навыки можно наработать будучи фрилансером?

Фриланс навыков не только требует, но и помогает их развивать. Свобода нашей деятельности предполагает и полную ответственность за те выборы, которые мы делаем. Вообще-то так у всех, просто нам легче остановиться, чтобы это понять. Следующие три навыка фрилансера как раз самым естественным образом вытекают из необходимости отвечать за себя самому.

Навык 3. Управляй собой и временем

Невозможно всерьёз развиваться во фрилансе, если не:

  • взять под контроль своё время;
  • научиться работать эффективно, не отвлекаясь на пожирателей времени;
  • овладеть техниками продуктивного отдыха в процессе работы;
  • отвести время планированию;
  • научиться управлять своим бюджетом.

Здесь нет начальников, зачастую нет не только стабильных дней выплат, но и постоянства вообще. Поэтому все перечисленные навыки для фрилансера имеют ещё большее значение, чем для тех, за кого уже всё решили. И освоить их всё равно придётся, рано или поздно. А с учётом того, что они являются ключом к успеху вообще, то фриланс — отличная тренировочная площадка.

Итак, время. Это самый важный ресурс каждого человека, невосполнимый, между прочим. И если мы не знаем, куда его расходуем, значит, попросту его теряем. Для мотивации рекомендую иногда пересматривать “Сказку о потерянном времени”.

А потом садиться и планировать — отдых (кстати, отличный способ заставить себя планировать вообще — начать именно с него, во всех красках, визуализируя и ощущая, как это будет здорово), работу, домашние дела и всё остальное, что фигурирует в приоритетах и текущих необходимостях.

Важно не отвлекаться. Найдите всё, что питается вашим временем:

  • соц. сети;
  • сериалы;
  • серфинг на просторах Сети;
  • часовые разговоры с вечно ноющей подругой, которые похожи один на другой как две капли воды;
  • что ещё?

Отведите всем этим вещам в плане точно рассчитанное время — “сколько не жалко” и не отвлекайтесь на них во время, которое отведено под другие задачи. И да, если у вас в голове уже назойливо зудит мысль, что подруга/мама/сестра тут же обидится, как только вы ограничите то время, которое ей отведено, стоит поработать с личными границами — тоже весьма полезный навык.

Отдых в процессе работы — ценнейший ресурс, если его правильно настроить. Нужно выбрать не только оптимальную его продолжительность, но и форму, которая позволит быстро восстановить силы для продолжения продуктивной деятельности. Для кого-то это кофе и кусочек шоколадки, для кого-то комплекс физических упражнений, прогулка, книга — ищите своё.

Ну и управление бюджетом для нас тоже навык более чем важный. Когда знаешь, что у тебя зарплата два раза в месяц по 10 и 25 тыс., то можешь раскидывать бюджет примерно, что-то занять-перезанять, кредиткой пользоваться — в принципе риск есть, но он существенно меньше, чем в случае фрилансера. У последнего стабильность бывает не всегда и, главное, далеко не сразу. Абсолютно нормальны ситуации, когда:

  • с одного заказа снял бюджет трёх-пяти, а потом неделю ни одного адекватного заказа нет;
  • сам задержал предыдущий заказ, или правок пришло больше, чем предполагал, и несколько дней не брал следующий;
  • заказчик оплатил через неделю, потому что не успел всё проверить и т.д.

У меня, например, особенно в начале, было велико искушение потратить оплату за предыдущий заказ, а потом судорожно искать другие возможности заработать, обычно любые, лишь бы были, ибо кушать-то хочется.

Но потом приходит понимание, что вот та “финансовая грамотность”, о которой талдычит каждая сотая видюшка на ютубе и которой почему-то никто не учил где-то в начале жизненного пути — нужная штука. Она состоит из набора несложных инструментов, которые реально помогают держать под контролем и потребительство, и накопления, и вложения делать рациональные, в том числе в собственное развитие, окупаемые.

Из спикеров по теме мне в своё время приглянулся Павел Багрянцев. Чётко, коротко и по делу.

Финансовая грамотность за 8 минут, один из примеров видео.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera

Ещё об эффективности в работе можно почитать тут.

Не управляя никем, не управляемый никем, фрилансер управляет собой. И от того, как он умеет это делать зависит 90% его успеха.

Навык 4. Умей разговаривать и договариваться

Среди фрилансеров есть те, кто уходит в эту деятельность из-за того, что они все из себя “интроверты”. Среди них даже есть те, кто гордится этим и проявлениями в духе “я не беру заказ, если клиент просит созвониться голосом”. Надеюсь, что у этих ребят всё хорошо, они точно знают, что хотят, и поэтому для них это отличный вариант. И они успешны в нише общения с клиентами, которые просто присылают задание.

Для меня же (тоже когда-то считавшей, что с людьми общаться как-то страшновато) развитие в копирайтинге началось с максимального выхода из зоны комфорта именно в этой точке. А состоялся этот выход в тот момент, когда я поняла, что клиенты не только такие же люди как я, профессионалы каждый в своей области, но и ребята весьма успешные. И мне есть, чему у них поучиться и чему научить их.

Чтобы не превратить фриланс в работу по найму, нужно было чётко отдавать себе отчёт, что заказчик не руководитель, а клиент. Да, клиент всегда прав, пока он клиент. И вот здесь начался колоссальный обмен опытом — и впитывание, и передача, и причастность на время проекта к бизнесам и идеям.

Начали проходить не только скайп-беседы, но и личные встречи, общение по телефону и в голосовых чатах — кстати, всё, кроме личных встреч, отлично экономит время. А те, кто хочет встречаться, обычно компенсируют достойной оплатой и возможностью побыть в эпицентре проекта, увидеть вживую, заразиться верой в идеи клиентского проекта.

Вечный вопрос, у копирайтеров по крайней мере, требовать ли техническое задание и заполненный бриф (анкету с вопросами о проекте в целом, клиентах и другой опорной информацией). И вроде логично правы те, кто говорит, что это защита от переделок. Тебе клиент говорит, что хочет по-другому, а ты ему — “Вы же сами в п.3 написали…” Да, всё так. И, наверное, работу даже оплатят. Но вернётся ли человек? Посоветует ли другу? Я бы не посоветовала.

Поэтому иду от общения. Не шлю длиннющие брифы. Могу его составить для себя как опору к разговору. Но для того, чтобы на самом деле понять бизнес, я прошу что-то наименее затруднительное для клиента:

  • кого-то просто рассказать о себе и компании. И он увлечённо расскажет намного больше, чем если заставить его писать ответы на вопросы. Писать — это моя работа. И экономя время клиента, записывая разговор, принимая его идеи по тексту на любом этапе проекта, я не только вызываю его лояльность, но и чувствую, что делаю нечто более важное, чем написание текста — я помогаю клиенту нащупать тот единственно верный путь, который ляжет в основу его позиционирования себя;
  • кого-то дать маркетинговую информацию, потому что всё уже сделано и совершенно нет смысла перефразировать это, тратя время;
  • кто-то даёт исчерпывающее техзадание сам, потому что оно уже составлено;
  • кто-то без техзадания и без особого энтузиазма предлагает “сделать как у Пети”. И да, я знаю, что потом он попросит туда добавить вот это, и вот то. Но для меня это нормально и выставляя цену, я уже учитываю, что будет именно так. Конечно, ему не нужно как у Пети, но пока он не готов ничего внятного сказать. И с пеной у рта доказывать, что он должен… зачем?

Важно изначально понимать цели и ценности в работе клиента с вами. У фрилансера часто бывает неорганизованность в плане расчёта сроков или реальные форс-мажоры. И ещё на начальных этапах взаимодействия с клиентом нужно понимать, что для него реально важно.

Одному нужно во что бы то ни стало выдержать сроки — потому что у него реклама, например, заказана на 19:00 дня дедлайна, а другому “срочно” для красного словца, а на самом деле хоть три недели делай, но качественно чтобы получилось и работало.

Поэтому такой навык фрилансера, как общение — умение слушать, слышать и задавать правильные вопросы, на мой взгляд, — ключ к успешной работе на фрилансе. Все клиенты разные. И со всеми можно отлично работать, укрепляя свои позиции в профсообществе.

Кстати, про сообщество и общение. Общаться с коллегами тоже стоит — хотя бы на первых порах. Можно и советы дельные получить, и информацию к изучению, и понять, что не у одного у тебя какие-то проблемы возникают в профессиональном плане или около него, да и подмену себе на случай чего непредвиденного найти.

Одно из сообществ копирайтеров ВКонтакте.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera

Навык 5. Самосовершенствуйся

Невозможно быть успешным, не двигаясь вперед. Пока ты стоишь, другие идут вперед. Поэтому главные друзья фрилансера — книги и другие обучающие материалы:

в профессиональной сфере (узнавать новые “фишки” и применять, чтобы избежать стагнации в собственном развитии и ценовой планке);

в смежных с выбранной сферах (горизонты надо расширять — понимая смежные области, ориентируясь на них, включая их в свою систему координат, ты масштабируешь восприятие того, что делаешь на конкретном участке);

в сфере личной эффективности, финансовой грамотности, планирования, целеполагания и т.д.

Хорошо помогают периодические мотиваторы.  У меня, например, со вчера живёт на столе такой.

Книга Джен Синсеро “НИ СЫ”

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/5-navykov-uspeshnogo-frilansera

Немного поцарапанная. Но уж так мне хотелось её заполучить, что не стала придираться в магазине. Хотя, конечно, косячок Лабиринта не самый приятный, но это мелочи. Главное — мотивация, работа над собой во всех отношениях и развитие ключевых навыков.

Так что, друзья, растите, развивайтесь, становитесь успешными и будьте уверены в своих силах и не позволяйте сомнениям мешать вам двигаться вперед!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.

Оригинал статьи размещён здесь