В семьях монархов подношения делались по самым разным случаям. Рассказываем о самых необычных.
Мария Федоровна, супруга Павла I, любила дарить вещи, которые делала сама. Ко дню рождения мужа она нарисовала на молочном стекле своих детей. Такой же рисунок чуть ранее она подарила Екатерине II, и та его очень оценила. На том, что был предназначен супругу, есть надпись по-французски.
В 1790-м Екатерина II получила камею с изображением сына от своей невестки. Екатерина искренне поблагодарила ее в письме.
В начале XIX века в моде был египетский стиль. Фридрих I, король Вюртемберга, подарил своей сестре Марии Федоровне сервиз. Молочник и кофейник сделаны в форме канопы – сосуда, в котором хранили бальзамированные внутренности, ручки – в виде крокодилов, совы и сфинкса. Портреты членов семьи короля изображены на каждом из предметов.
На свою свадьбу Павел I и Мария Федоровна получали от европейских монархов фарфоровые сервизы. Один из них им подарил Фридрих II, король Пруссии. На блюде изображен двуглавый орел с голштинским и российским гербами.
Двуглавый орел с голштинским и российским гербами.
В конце XVIII – начале XIX века в моде была вышивка волосами по ткани, и такие вещи обычно были предназначены близким. Катерина Назарова сделала портрет Павла I в такой технике и подарила ему. Неизвестно, кем она ему приходилась, но подарок был весьма дорог императору, и он хранил его в своем кабинете.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна недолюбливала свою невестку. Однако Елизавета старалась делать свекрови интересные подарки. В 1822 году она преподнесла ей на день ангела шкатулку из черного дерева, отделанную золоченой бронзой и малахитом.
Это блюдо создал Василий Поленов: в 1870-е годы он подрабатывал в керамической мастерской, где делали авторскую роспись посуды. Когда он решил вернуться в Петербург, он взял блюдо с собой. Позже его подарили Николаю II, когда тому было восемь лет.
На свадьбу Николая II и Александры Федоровны оренбургские казачки решили подарить пуховый платок. Его упаковали в шкатулку фирмы «Фаберже» в стиле Людовика XV.
В 18 лет Николай II участвовал в параде вместе со своим полком в Польше. Чтобы цесаревич не отличался от остальных, ему предложили ранец одного из офицеров. Известно, что Николай был страстным курильщиком. Среди множества портсигаров у него есть и такой – точная копия того самого ранца со всеми швами, ремнями и пряжками.