Найти тему
Канал "Инфо"

Почему человечеству не «дался» электромобиль?

Электромобиль – тяжелая неудача человечества: усовершенствовать по сути одну и ту же конструкцию на протяжении… лет 130-ти и без осязаемого результата – это нужно ещё суметь!

Чтобы понять причины фиаско, обратимся к истории.

Первый электромобиль появился на… полвека (!) раньше автомобиля! А к началу ХХ века – уже было изобретено всё, что требуется для этих «электрических колясок» и которое применяется сегодня: ёмкий и долговечный аккумулятор, мотор-колесо, и даже скрещивание с бензиновым двигателем (гибрид).

Скорость – до 100 км в час, запас хода – до 150 км…

К 1910-му году по Нью-Йорку бегало уже более 70 (!!!) тысяч электрических такси!

Стоянка электротакси в Нью-Йорке 1907 год. Изображение из открытых источников
Стоянка электротакси в Нью-Йорке 1907 год. Изображение из открытых источников

…А потом все закончилось. И правильно.

Непонятно только, зачем эту странную идею пытаются реанимировать вновь?

Ведь фиаско неминуемо! Почему?

Да потому, что порочен сам принцип – сначала изобретается дешевый и удобный источник энергии, а потом, под него, соответствующий мотор, но не наоборот.

Представьте себе мотор и источник энергии для него. Для автомобиля – это ДВС и бак с топливом. Для электромобиля – электромотор и АКБ.

Внутри бака находится энергия (бензин, солярка, газ). Бак – это просто резервуар – энергию можно в него можно быстро влить и расходовать (авто едет). А можно – оставить на хранении (авто стоит). С этой жидкой или газообразной энергией ничего не сделается в течение нескольких лет. Её можно перекачивать и продавать. Сам же бак – это простой и дешёвый резервуар, с огромным сроком службы.

Мало того – энергоёмкость этого топлива не зависит от его уровня – и при полном баке и при почти пустом – авто разгоняется и едет одинаково. А если топливо кончится в пустынном месте, то можно пополнить его запас из канистры или… проголосовать на предмет одолжения, чтобы доехать до заправки. А на ней – за 5 минут залить в бак энергию, достаточную для пробега километров в 500-700.

Кроме того, ДВС крутит ещё и генератор – мини-электростанция вырабатывает ток для всех потребителей электричества, коих в авто не мало, а также – заряжает АКБ.

КПД топлива расходуется максимально эффективно!

АКБ же в электромобиле – это не копеечный бак, а сложное и дорогое устройство с небольшим сроком службы, в котором текут электрохимические процессы. Чтобы закачать в него энергию – требуется несколько часов! И причем энергия эта – невидима и эфемерна – её нельзя быстро перекачать, нельзя хранить – с течением времени она «испарится», как испарился бы бензин в открытой таре…

Она критична к своему количеству – вспомните, как ведёт себя смартфон при разряде АКБ в 90%? Он включает режим экономии… А если режим этот включит электроника в машине, когда вы пойдёте на обгон?

Включив же на полную мощность все потребители (фары, обогрев салона зимой, кондиционер летом и круглогодично – магнитолу стоваттной мощности), вы рискуете не доехать даже до дачи…

Скажите, какая самая капризная и ненадёжная деталь в авто? Правильно – АКБ! Срок его службы (в лучшем случае) несколько лет; со временем он теряет ёмкость и есть шанс не завестись… Летом – он может закипеть, зимой – теряет заряд из-за мороза…

И вдруг – эта самая проблемная деталь – стала самой важной в машине! Да ещё она и непомерного веса и стоимости! Без неё – машина превращается в груду железа.

Зачем вам это? Вас уговорили маркетологи, пристыдив за порчу экологии?

Неправда.

Чтобы заменить все автомобили на электро в мире, потребуется утроить (!) мощности электростанций… А что они сжигают? Правильно – в большинстве своём – уголь или газ.

И задымят трубы там, где их сроду не было…Очистим воздух в одном месте, загадим в другом?

…Нужно признать очевидное: человечеству не удалось изобрести способ запасания электроэнергии, достойный его прорыва в других областях знаний.

Именно поэтому везде, где нет маркетологов, от АКБ стараются избавиться, изобретая новые способы получения электроэнергии (от миниатюрных ядерных реакторов, до солнечных батарей).

Подводным лодкам и спутникам «повезло», а электромобилям – нет.

Как, впрочем, смартфонам и прочим портативным девайсам…

…Представьте себе, что вы перенеслись на 100 лет назад и рассказываете жителям о чудесах нашей цивилизации. Они слушают, раскрыв рты.

Затем, вы переходите на электромобили и просите угадать, насколько продвинулся прогресс в этой сфере?

Вам ответят, что, во-первых, все машины, разумеется, станут электрическими (ибо ДВС того времени были капризны, ненадежны и вонючи; имели сложное управление и запуск), а во вторых – АКБ в ней будет размером с чемодан и его энергии хватит… на весь срок службы авто.

Вы же ответите, что парк электромобилей в мире составляет… 1% от парка автомобилей, вес АКБ – от 150 до 400 кг. Скорость и приемистость – на уровне автомобилей, пробег до подзарядки – 150-400 км., без кондиционера или печки – с ними он падает на четверть. Время зарядки – 6-10 часов.

На их немой вопрос «почему так случилось и зачем продолжать это гиблое дело?» у меня ответа не нашлось…

А у вас?

© Борис Долгарев, 2019

Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!