Cотрудники Группы «А» с весны 1979 года работали в Афганистане. Одним из находившихся в этой группе был полковник Александр Лопанов — будущий первый командир минской «Альфы».
С 1968-1970-й год А. М. Лопанов проходил срочную службу в дивизии имени Ф.Э.Дзержинского. После демобилизации был зачислен в штат 7-го управления КГБ СССР.
В 1985 году Лопанов в качестве командира нештатной боевой группы прошел боевую стажировку в Афганистане. В 1989 году, в Саратове, он участвовал в освобождении заложников, которые были захвачены и удерживались бандой вооруженных рецидивистов.
В «Альфе» прослужил с 1974 го по 1993 год, выйдя в запас с должности начальника отделения. Весной 1979 года в составе группы О. А. Балашова он был командирован в Афганистан, где занимался обеспечением физической безопасности советских военных советников в провинции Джелалабад.
«В начале марта, — вспоминает Александр Михайлович, — опергруппа, в состав которой вошли офицер ПГУ полковник Фёдор Давыдович Кудашкин (руководитель), подполковник Аксёнов (военная контрразведка), майор Жук (погранвойска) и старший лейтенант Каримов (переводчик ПГУ) была направлена в Джелалабад. Уже в Кабуле к ней присоединили меня и Женю Мазаева. Группа имела штатное вооружение, спецсредства и автомобиль «Жигули».
По прибытии в Джелалабад разместились в офицерском общежитии при штабе 20-й афганской пехотной дивизии, которой командовал в то время 35-летний генерал-майор Бахрамутдин. Член НДПА, скромный, порядочный человек. Он пользовался уважением и авторитетом среди сослуживцев.
Наиболее мятежным районом в Афганистане при всех режимах считалась провинция Кунар. Уже к марту в ущелье Дарей-о-Пир в окружении «моджахедов» оказались три роты 20-й афганской дивизии, — они через некоторое время сложили оружие и перешли на сторону противника.
Благодаря активной работе нашей опергруппы, которую возглавлял опытный чекист-разведчик Фёдор Давыдович Кудашкин, прошедший школу Великой Отечественной войны и кризисных ситуаций в «горячих точках» мира, провинциальное управление АСГИ и военная контрразведка 20-й афганской дивизии смогли быстро наладить агентурную работу. Появились свои источники информации.
Стала поступать информация о подготовке мятежа, цель которого — нейтрализовать штаб дивизии, склонить офицеров к измене, что в итоге могло привести к захвату власти «моджахедами».
В 18:45 наша группа въезжала в расположение штаба дивизии. Нас удивило то, что у шлагбаума стояли незнакомые часовые, — в их поведении была заметна некоторая суетливость. Зашли к дежурному военному советнику Тиунову и командиру дивизии для уточнения обстановки и ознакомления с оперативной сводкой за день.
Ровно в 19 часов в расположении штаба прозвучали первые выстрелы, были слышны разрывы гранат и очереди из крупнокалиберных пулеметов. Телефонная связь со штабом прервалась. Группа срочно собралась у Кудашкина для выработки плана действий. Фёдор Давыдович спокойно распределили обязанности. Мазаев и я — организация обороны здания. При необходимости вместе с Каримовым нам предстояло захватить БТР, чтобы прорваться из расположения штаба.
Каримов через АТС дивизии сумел выйти на Кабул, но связь была очень плохая. Как оказалось, «моджахеды» не взяли под контроль телеграф и телефон.
Через полчаса Фёдор Давыдович выдал на дари номер телефона посольства, и Каримов вдалбливал его местной телефонистке. Причина отсутствия связи с посольством — пятница, у всех выходной.
Ночь прошла тревожно. Из штаба доносились победные крики «моджахедов» и отдельные выстрелы. В сторону гостиницы несколько раз палили из КПВТ, но на штурм мятежники почему то не решались. Видимо, откладывали «удовольствие» на утро.
Внезапно перед рассветом послышался лязг гусениц танка, хотя мы знали точно, что танков в штабном городке у афганцев не было. Подготовились к худшему, поскольку пара выстрелов из пушки — и нашей обороне пришел бы конец.
Танк остановился против гостиницы и начал медленно поворачивать башню в нашу сторону. Из люка показалась рука с белой тряпкой, ее хозяин на ломаном русском языке попросил нас не стрелять. Затем появилось лицо нашего знакомого — командира танковой роты Самима, сумевшего вовремя улыбнуться и показать, что он не вооружен.
Самим сообщил, что в настоящее время силами 444-й афганской десантной бригады завершается окружение штаба. Два батальона высадились на Джелалабадском аэродроме — «моджахеды» оставили его без прикрытия.
Мятеж, в конечном счете, был подавлен.
Еще больше историй о героях спецназа вы можете прочитать в моей новой книге ЛЮДИ «А» Где купить физическую книгу #Люди_А? На официальном сайте книги (с отправкой в регионы) — https://alfa-filatov.ru/official
В интернет-магазине AlfaStore.ru — https://alfastore.ru/suveniry/knigi/kniga-lyudi-a
В розничных магазинах в Москве: - ТД «Библиоглобус» - Московский Дом Книги на Арбате (Список магазинов будет пополняться).