Первое учебное заведение в нашем крае упоминается ещё в 1716 году и относится к разряду «цифирных школ», созданных Петром Великим. В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.
Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. В 1-ой половине XIX в. в культурном развитии Белгородчины, как и всей России, произошли глубокие изменения. Прогрессивные изменения - результат эволюции экономики и общественно политических отношений. Общественная мысль и общественное движение воздействовали на политику правительства, побуждали его действовать в соответствии с объективными законами развития общества, его экономики и культуры. Экономика и культура Белгородчины продвинулись немного вперед по сравнению с дореформенными временами. Главными факторами, сдерживающими развитие Белгородчины, как и всей России являлось малоземелье крестьян, общинно надельная система землевладения и землепользования, самодержавная форма правления, сдерживающая и охраняющая эту систему.
Государственные или министерские школы открывали преимущественно в уездных городах - уездные и церковно-приходские училища с небольшим числом детей. Валуйское училище открыто в 1816 г. Бирюченское - в 1820 г.; в 1857 г. в них обучалось 51 и 39 учеников. Грамотность населения оставалась низкой, особенно среди крепостного крестьянства.
Развитие школьного образования отставало от растущих потребностей населения. Школы не могли принять всех желающих учиться.
С 1-ой половины XIX века в слободе Шебекинской хозяйничают помещики Ребиндеры, обрусевшие иноземцы. Они захватили лучшие земельные участки, увеличив владения с 4600 до 8800 десятин. В это время стала создаваться сеть специальных учебных заведений по профессиональной подготовке детей и подростков на Белгородчине. Низшие сельхозшколы стали открывать владельцы экономий - А.В. Ребиндер в Шебекино, В.Г. Петин в Новооскольском уезде; М.А. Перроте в Корочанском и др. В таких школах обучали детей с 13 - 14 летнего возраста, преимущественно из крестьянских семей. Школьники сочетали обучение с производственным трудом на полях и предприятиях. Они овладевали навыками земледелия, животноводства, садоводства, а также специальностями машиниста, слесаря и др. Специализация по профессиям была и в самих учебных заведениях, но были и школы определенного профиля, садоводческие, например. Во время проведения полевых работ учащиеся этих заведений трудились на полях, за что получали плату. Летом рабочий день для них начинался обычно с 6 часов и продолжался до 16 - 18 ч. С двухчасовым перерывом на обед. Фактически, продолжительность рабочего дня была 8 - 10 часов. Обучение специальности продолжалось 3 года. Во время полевых работ учащиеся 1-ого года получали 5 - 7 копеек в день, на последнем году обучения - 20 - 25 копеек, на хозяйском питании. Но была и более высокая плата. 60 учеников Марьинской школы в имении Ребиндеров получали за рабочий день 32 копейки, а зимой (работали до полудня) по 16 копеек. В зимнее время ученики изучали теоретические основы своей специальности и общеобразовательные предметы, трудились в мастерских. Среднемесячная зарплата составляла 6 руб., - обычная для постоянного неквалифицированного рабочего в этом имении на хоз. питании. По окончании школы около половины выпускников Ребиндеры оставляли в своём имении, устанавливая им довольно высокую плату - не менее 15 рублей в месяц. Остальных выпускников направляли в другие имения, получая за них плату, которая расходы на обучение с прибылью.
Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. В городах Белгородчины действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой, другие.
Важную роль в образовании на Белгородчине играли земские школы, значительное количество которых возникло в последней трети XIX века. Однако и это не дало возможности всем желающим получить даже начальное образование. Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские школы. В 1914/1915 учебном году на территории современной Белгородской области имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах — 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.