В них мы находим источник вдохновения и знаний. С ними мы путешествуем, не снимая домашних тапочек, и исследуем новые миры, не покидая любимого кресла. Они пленяют наши умы и предлагают нам другую реальность, погрузившись в которую забыть, что это всего-навсего пачка разрисованных бумажных листов с текстом, – проще простого. Однако оживать книги могут не только в нашем воображении, но и наяву.
Невероятные по своей красоте иллюстрации и pop-up конструкции делают невозможное возможным, заставляя книгу буквально дышать в наших руках. И сегодня мы расскажем вам о самых первых попытках вложить жизнь в книжные страницы, о первых pop-up книгах и о том, для кого они изначально предназначались.
Художники издавна задавались вопросом: как сделать объёмным и глубоким двухмерное изображение? Можно создать иллюзию глубины, поиграть с визуальными эффектами и перспективой. Но всё равно пространство будет ограничено плоскостью и площадью страницы. Эта же мысль не давала покоя и иллюстраторам. На протяжении семи веков после изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка они отчаянно пытались вырваться из этой двухмерной тюрьмы, украшая страницы многочисленными клапанами, вращающимися и раскладными элементами, а также затейливыми многослойными рисунками.
Точной информации о том, кто же первым догадался оснастить книгу хитроумными механизмами, нет. Достоверно известно лишь то, что в XIII веке один каталонский философ и мистик для того, чтобы наглядно проиллюстрировать свои необычные философские теории, добавил в книгу вращающиеся бумажные диски с надписями.
Затем похожий механизм стали использовать при создании карт звёздного неба и календарей. А ещё такие мобильные фрагменты помогали людям создавать шифры и предсказывать будущее.
В XIV веке большой популярностью стали пользоваться книги, в которых на одной странице могли поместиться сразу несколько слоёв иллюстраций. На страницу-основу одно за другим накладывались изображения. Поочередно отгибая клапаны можно было добраться до исходной картинки. Наиболее широко такие книги были распространены среди студентов-медиков. Они позволяли им наглядно изучать анатомию тела человека от поверхности кожи до внутренних органов. "De Humani Corporis Fabrica Librorum Epitome", напечатанная в 1543 году – отличный образец полиграфии того времени.
А о том, как же попали на детские полки изначально совсем недетские «Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо», и как это связано с развитием pop-up индустрии вы узнаете в продолжении этой статьи.