В этой публикации я хочу описать почти родной для меня город - Павловский Посад. Я живу в восточной части Подмосковья и часто бываю там, в основном в ходе небольших летних велопутешествий. Судьба этого города сходна с судьбой множества других населённых пунктов по всей России, которые появились до революции, в результате развития лёгкой промышленности. Такие места всегда манили меня величественной архитектурой текстильных мануфактур, своей громадой напоминающих средневековые готические соборы. К сожалению немногие люди считают старую промышленную архитектуру достойной внимания и немногие из властей городов считают её достойной сохранения.
По пути к Павловскому Посаду, я сделал остановку в селе Рахманово. Его главная и единственная достопримечательность - необычного вида церковь Святой Екатерины, построенная в 1906 году.
Эти здания были рабочими казармами французской мануфактуры, расположенной по соседству. Вот причина почему многие называют данный район - «Париж». Казармы были возведены в начале прошлого века и до сегодняшнего дня в них располагается общежитие. Как водится, внутри давно не было ремонта и дома превратились в трущобы. Тем не менее, у меня есть робкая надежда что в будущем их не снесут. Было бы хорошо если бы жителей переселили в более современное жильё, а старым казармам нашли иное применение.
Потому что они на совесть выстроены из отличного кирпича и имеют несомненную историческую ценность для города. При грамотном подходе они могут служить людям ещё долгое время.
Кстати, а почему многие здания построенные при царе имеют правильно организованные пожарные лестницы, а большинство советских зданий - нет?
Вот и сама Французская фабрика. Её история началась в 1881 году когда несколько хлопчатобумажных фабрикантов родом из Эльзаса основали анонимное общество франко-русских заводов. Принадлежащая ему бумагопрядильная и ткацкая фабрика при 60000 веретенах и 2000 ткацких станков была построена в 1898 году. В начале XX века вокруг фабрики на правом берегу реки Ходцы возник рабочий посёлок. Были там дома для специалистов, уже уведенные вами казармы для рабочих, школа и больница. Была ещё часовня разрушенная в советское время.
Революция 1905 года не обошла предприятие стороной. Рабочие бастовали в апреле, ноябре и декабре. На фабрике была создана большевистская дружина, а с седьмого ноября по пятое декабря фабрикой управлял совет представителей цехов. Председателем совета рабочие избрали большевика А.Т. Рощина. После поражения восстания, дружина и совет были расформированы и фабричная администрация вернула предприятие под свой контроль.
Постепенно производство росло и к концу 1915 года на фабрике франко-русского Общества трудилось до 8800 человек. Так было до семнадцатого года, а потом произошла революция и предприятие национализировали.
Умерло предприятие уже в наше время, когда оказалось неспособно конкурировать с азиатской текстильной промышленностью. К счастью помещения не забросили, а отдали под склады. В находящемся неподалёку Орехово-Зуево не всем старинным фабрикам так повезло, а текстильную мануфактуру в городе Ликино-Дулёво просто снесли.
Напротив фабрики находится интересная мозаика посвящённая её рабочим, не вернувшимся с войны.
Чуть дальше, за фабрикой будет переезд через железную дорогу, рядом с которым находится Павлово-Посадский краеведческий музей. Он обитает в старом доме, где прежде располагался детский сад. Справа от музея стоит макет Эйфелевой башни, намекающий на прозвище района.
За железнодорожными путями начинается, если можно так выразиться, основной объём города. Тут я пожалуй позаимствую немного информации об истории Павловского Посада из википедии. Впервые он упоминается в 1339 году, как село Павлово или Вохна в духовной грамоте Ивана Калиты. Был вотчиной князя Дмитрия Донского.
Во время Отечественной войны 1812 года Вохонская волость была одним из центров партизанского движения против наполеоновских войск: в районе нынешнего Павловского Посада произошло сражение между французскими подразделениями и местными крестьянами под руководством волостного старосты Егора Стулова и крестьянина Герасима Курина.
Город Павловский Посад был учреждён решением императора Николая I, второго июня 1844 года, на месте сёл Павлово, Захарово, Усово, Дуброво и Меленки. Впоследствии в состав города вошли также деревни Городок, Корнево, Прокунино, Филимоново, Степурино.
Как я уже говорил, Павловский Посад - город текстильных производств. Ещё с последней четверти XIX века, местные мануфактуры были известны изготовлением шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей с ярким цветочным орнаментом на чёрном, вишнёвом, кремовом фонах.
Дореволюционных фабрик здесь много, все разные и красивые и все окрашены в типичный красно-белый. Увы большинство фабрик уже не работают по профилю, но некоторые нашли свою нишу и по сей день остаются на плаву.
Самое лучшее что есть в Павловском Посаде помимо старых фабрик, это большое количество разнообразной исторической застройки. Вторым по важности занятием в городе была торговля. Многие жители преуспевали в этом деле и имели возможность строить большие дома в соответствии со своим вкусом и чувством прекрасного.
Некоторые дома напоминают небольшие дворянские усадьбы.
Некоторые выдержаны в более традиционном стиле.
Планировка этого чудесного купеческого особняка типична для архитектуры того времени - кирпичный низ, деревянный верх.
Очень радует что рядом с некоторыми домами сохранились оригинальные деревянные ворота.
Некоторые резиденции выглядят довольно причудливо, как этот дом, украшенный согласно веяниям модного тогда неорусского стиля.
Разумеется большинство владельцев не были особо сведущи в канонах архитектуры, считающейся качественной на тот момент. Многие из них строили дома которые современники, вполне возможно называли безвкусицей. По прошествии сотни лет, такие здания подчас выглядят наиболее интересно. Этот старый дом я не назвал бы особенно красивым, но он бесконечно мил и колоритен. Это правда не значит, что современные плохие дома будут восприниматься шедеврами в будущем. Да и не доживёт значительная часть из них до ста лет, раньше строили более качественно.
Табличка гласит что с 1908 по 1909 годы, в этом доме располагалась подпольная типография Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Похоже владеле дома, промышленник Сикачёв был их сторонником. Интересно, как сложилась его судьба после революции?
Вычурные наличники - приятная особенность восточной части Московской области. К ним бы ещё окна подходящие.
Многие люди считают что города России ужасно уродливы и ущербны. В качестве альтернативы обычно в пример приводятся города Западной Европы, где чисто, красиво и много истории. Все эти рассуждения в некоторых случаях заканчиваются выводом о том, что это из-за того что у русских людей руки не из того места растут и вообще мы не можем создавать ничего хорошего. На самом деле в основе своей наши города очень красивы. Красивы купеческие особняки, красивы старые церкви, красивы обычные деревянные домики с наличниками, красив советский конструктивизм, сталинская архитектура красива. Представьте как мог бы выглядеть Павловский Посад и другие исторические города России, если бы об истории в них заботились так же как в немецких городах.
Не все исторические города могут похвастаться уцелевшей пожарной каланчой, а Павловский Посад может.
Рядом уцелел в сильно перестроенном виде, храм во имя Казанской иконы Божией матери.
Здание бани в стиле конструктивизма.
Высокая колокольня - всё что осталось от Воскресенского собора. В 1891 году на ней установили часы-куранты с немецким механизмом, проигрывавшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». Эти часы работают по сей день, за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков. Про сам собор скажу лишь то, что разобрали его не совсем по причине ненависти к религии. Его закрыли в 1939 году, устроили в нем склад зерна, позже — склад радиодеталей завода «Экситон». Снесён же храм был в конце пятидесятых, когда произошёл взрыв находящихся в нём кислородных баллонов, вызвавший обрушение купола.
Покровско-Васильевский монастырь является единственной обителью на многие километры вокруг. Вообще эта часть Подмосковья не особо богата на памятники глубокой старины, имеющие давнюю историю. До развития текстильной промышленности, тут в основном были лишь незамысловатые деревеньки, болота, да леса. Одними из первых производство тканей и знаменитых Павлопосадских платков наладили фабриканты Яков Лабзин и Василий Грязнов. Идея создания монастыря принадлежала Грязнову, а воплощена в жизнь была Лабзиным, уже после смерти его компаньона.
Возвращаюсь на главную площадь. Её ядром в советское время, стал разумеется памятник Ленину. Уже в наше время, его постамент уродливо отделали керамогранитом. Ну вот зачем они так делают?
В старой водонапорной башне сейчас работает аптека.
Такие многоквартирные дома в стиле конструктивизма, широко распространены в Павловском Посаде и других промышленных городах. Такие старые и в то же время уже современные.
А этот танк Т-64 не так прост как кажется. Говорят что под занавес существования Ссср, его привезли на завод «Экситон» для переоборудования в экспериментальный дрон. Вскоре, начались проблемы с финансированием. Танк стоял на заднем дворе завода и ржавел, всю его начинку разворовали. В конце-концов то что осталось привезли в центр города и установили на постамент.
Раз уж я упомянул завод «Экситон», надо бы обмолвиться парой слов об этом предприятии. Это бывший Павлово-Посадский конденсаторный завод. Производитель полупроводниковых приборов, гибридных и интегральных микросхем. Ясное дело, что теперь микросхемы не производят, а территория сдаётся в аренду. Интерес на ней представляет административное здание с советскими мозаичными панно.
Это на тему оброны и науки.
А здесь мы видим сельское хозяйство и мирную жизнь.
Время перейти на другой берег Клязьмы, в микрорайон Городок. Первое что привлекает внимание на его территории - пряничная церковь Вознесения, построенная в 1908 году. Колокольня современная, подобную колокольню хотели возвести ещё при строительстве храма в 1908 году, но как-то не сложилось.
Городковская шелкоткацкая и шерстоткацкая платочно-набивная фабрика, основанная бывшим крестьянином Никитой Кудиным в 1869 году.
Доска почёта давно пустует.
Фабрика превращена в склад.
Единственным обитателем фабрики повстречавшимся мне, была эта добродушная псина.
У меня всё.