Вечером 26 мая 1837 года на территорию современной Плотинки Екатеринбурга въехал парадный экипаж. В нем сидел цесаревич Александр Николаевич. В историю России этот человек вошел как император-освободитель Александр II.
Итак, первым, что он увидел, стали медные деньги Екатеринбургского монетного двора с портретом его папеньки — императора Николая Первого. Но не это изображение «строгого» императора порадовало будущего царя-реформатора, путешествовавшего по Уралу.
Войдя в здание Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики, расположенной по соседству, он удостоился поднесенных ему «отлично выработанных и весьма похожих портретов» императора Николая Первого и его жены Шарлоты, принцессы Прусской (получившей в России имя Александры Федоровны).
Изображение императора Николая было выполнено из яшмы в том же виде, что и на монетах того времени. А вот лик Александры Федоровны сделали в виде овальной камеи, в лучших традициях древнегреческого искусства. Немногим раньше норвежский астроном Кристоф Ханстеен отметил, что прекрасные камеи и интальи полируются в Екатеринбурге по античным образцам, скопированным с гравюр. Оба портрета и императора и императрицы не были огранены в золотую оправу, как было до этого. Дело в том, что еще в 1826 году по всей Пермской губернии было запрещено «оправлять каменья в золото», по случаю открывшегося хищничества оного с золотых промыслов и переводимого ремесленниками на оправку камней и другие вещи.
Помимо этого подарка в императорский обоз были отправлены и другие дары — чернильница из ляпис-лазури, а также огромная печать из горного хрусталя.
Кто был автором этих «государственных даров»? Как писал в своих дневниках 1828 года немецкий физик Георг-Адольф Эрман, скромные деревянные дома авторов этих «государственных даров» отличаются исключительной чистотой. А мастеровые, по большей части свободные граждане, позволяют себе одеваться в простую народную одежду и ведут простой образ жизни. Черты их лица привлекательны, правильны, особенно у женщин этого класса.
Еще один занимательный факт. Гранильщики-старообрядцы при создании произведений из яшмы пользовались абразивом, который закупали в Германии. Как писали современники, все мастера были обыкновенными русскими крестьянами с длинными бородами и в овчинных тулупах.
Возникает вопрос: можно ли где-то увидеть те самые екатеринбургские дары, преподнесенные наследнику русского престола, великому князю Александру Николаевичу? Нет ничего проще! Достаточно приехать в Москву, дойти до Красной площади и войти в 36‑й зал Государственного исторического музея, чтобы увидеть своими глазами блестящие творения, созданные в Екатеринбурге 173 года назад
Оригинал материала опубликован в декабрьском номере журнала Уральский следопыт за 2019 год здесь
http://www.uralstalker.com/uarch/us/2019/12/34/
автор Сергей Скробов
иллюстрации предоставлены автором
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.