Когда начинаешь работать из дома, неизбежно сталкиваешься с такой проблемой, как недостаток самоорганизации. Особенно ярко выражено это явление у тех, кто не один год провёл на наёмной работе — там было начальство, были конкретные задачи и сроки их выполнения, уже давно просчитанные кем-то другим и не раз оттестированные на практике не одним специалистом.
Здесь же мы остаёмся сами с собой. И иногда это бывает удивительная встреча. Уходя из оффлайна, мы думаем, что за 8 часов рабочего времени можно сделать в разы больше, выложиться на 100%, а не на 55-60, которые мы демонстрировали в последние полгода работы между чаепитиями.
И это, действительно, так. Вот только добиться даже 90%-й эффективности от себя бывает не так легко.
Содержание
- Куда пропал стимул?
- Методики для более эффективной работы
- Помни о цели
- Получай удовольствие от того, что делаешь
- Планируй детально
- Фокусируй внимание
- Разгружай голову
- Что почитать/посмотреть по теме?
- Книги
- Фильмы
- Художественные
- Фильмы-мотиваторы
Куда пропал стимул?
Стартует фрилансер обычно неплохо: выкладывается максимально, пытаясь доказать себе, а иногда и другим, что удалённая работа — полноценный источник дохода. Это стимулирует работать эффективно и даже с минимальными расценками человек получает определённые суммы.
Но со временем мотивация может раствориться. Чаще всего это связано с тем, что по-настоящему продуктивной работы не получается. И в этот момент все плюсы работы в интернете отступают перед ощущением беспросветности и собственной несостоятельности.
Это может происходить, например, если:
- затрачивая максимум ресурсов — времени, сил, получаешь несоизмеримый с вложениями доход;
- работаешь по 16 часов, и мало понимаешь, зачем, когда из офиса люди уже разошлись в 6 вечера и забыли о том, что там происходило;
- работаешь, вроде зарабатываешь, а деньги уходят в неизвестном направлении и их постоянно не хватает;
- возникает ощущение, что не делаешь ничего полезного, изо дня в день одно и то же, уже новых идей нет, ты как конвейер по выпуску среднекачественной продукции;
- сидишь за компьютером по 10-12 часов, сил тратишь невероятное количество, а в итоге оказывается, что работал из них 4-5, а всё остальное — скроллил новостную ленту или ещё как-то пытался “отдохнуть”. И никак не можешь себя собрать, и уже уверен, что фриланс — это не для тебя.
Узнали себя? Выдыхайте — всё это испытано на своей шкуре огромным количеством фрилансеров, в том числе более чем успешных. И, может быть, не раз ещё вернётся в вашу жизнь, но тогда вы уже будете знать, что это просто этап, и он проходим при ответственном подходе к себе. Кстати, на своём опыте заметила, что чаще всего такие состояния предшествуют качественному рывку в профессиональной сфере, если вы не дадите им себя поглотить. Дальше рассмотрим техники и методики, которые стимулируют людей работать наиболее эффективно.
Методики для более эффективной работы
1. Помни о цели
Краеугольный камень эффективности — наличие цели. Если вы не ставите перед собой определённые планки, то лишаетесь не только концентрации на них и связанной с этим мотивации, но и мерила собственной результативности.
Но если цель маячит где-то там вдали, вероятность того, что вы сможете долго на ней фокусироваться, тоже не особо велика. Поэтому мы ставим цели близкие, достижимые в обозримом будущем. Как эффективно работать с крупными целями? Только разбивая её на маленькие. А потом, обозначая те шаги, которые понадобятся для их достижения.
Моя цель — поехать с друзьями в Карелию летом на машине. Первое, что я с ней делаю — визуализирую и держу под рукой, чтобы периодически освежать в памяти то, ради чего я должна работать с максимальной эффективностью. При необходимости можно и над рабочим столом повесить.
Визуализация цели.
Средний бюджет самой поездки около 18 000 руб. Добавим непредвиденных на 7 000 = 25 000 рублей в итоге. Плюс у меня нет спальника и пенки, и паковать всё удобнее в рюкзак. Это ещё плюс 34 000 руб. Поездка запланирована на середину июля, и в моём распоряжении ещё 5 месяцев, чтобы планомерно работать над достижением цели. Самый простой способ для фрилансера — поделить сумму на количество недель. У меня их 24 и сумма 59 000 руб. Итого 2500 в неделю и всего 500 руб. в день при двух выходных. Я округляю всё в большую сторону, если я молодец — то небольшой остаток можно будет потратить на какой-то приятный бонус.
Тут, правда, важно не обмануться маленькой суммой, которую нужно заработать за день — это та сумма, которая каждый день должна не просто быть заработанной, а остаться свободной от текущих расходов.
Планирование бюджета — тема отдельная и большая. Давайте посмотрим только на обозначенной нами части. После расчёта нужно определить основные шаги. В моём случае они завязаны на написании статей. И чтобы зарабатывать 500 руб. в день мне нужно писать 1-2 небольших поста, одну несложную статью или одну хорошую статью раз в 3-10 дней. В принципе, нагрузка более чем подъёмная, особенно если мои текущие расходы покрываются кем-нибудь другим. Например, у меня эту функцию в основном успешно выполняет супруг.
Можно сделать ежедневный график, где будут отмечаться ежедневные победы.
Моя табличка за февраль.
Избыточные суммы вношу именно в этот файл только в том случае, если они остаются в копилке по этой цели. Из этой таблички видно, что в следующую неделю я, например, могу расслабиться и работать меньше или устроить себе мини-отпуск, потому что я молодец. Могу взять часть суммы на подарок себе или продолжить грести в сторону цели такими же темпами, и тогда у меня уйдёт меньше времени на её достижение.
2. Получай удовольствие от того, что делаешь
Главное, пожалуй, из того, что стимулирует людей работать эффективнее — понимание, что находишься там, где нужно и делаешь то, что должен. В жизни не так много целей “на выживание”, когда не важно, чем ты занимаешься, главное, чтобы она была достигнута. Обычно же, когда мы говорим о целях — это что-то приятное. А “приятное” дарит искреннюю радость не так уж долго. Даже если цель — трёхнедельный отпуск, то “не жить” все остальные 49 недель ради её достижения — не самый равноценный обмен. Поэтому только радость от той деятельности, которая ведёт к достижению цели, может дать ощущение того, что живёшь всегда, а не только в короткий момент триумфа.
Иногда, как я уже упоминала, бывает ощущение, что то, что ты делаешь, бесполезно само по себе. Настигает эта мысль внезапно, хотя ещё вчера всё было ок. Это маячок. Но не нужно сразу кардинально менять сферу деятельности. Обычно это говорит о застое. И здесь спасает развитие в своей сфере — поиск обучающих программ, знакомство со смежными тематиками, освоение новых компетенций.
Только в одном копирайтинге можно писать совершенно разные тексты. Я начинала больше 5 лет назад с, в общем-то, низкопробного SEO-рерайта, а в итоге попробовала на вкус и интервью, и авторские статьи, и коммерческие предложения, и работу с теми, кто шикарно выражает свои мысли устно, но перед листом бумаги абсолютно теряет дар убеждения, вплоть до помощи в написании книг. И это далеко не всё.
Про смену направлений работы тоже интересно. Однажды войдя во фриланс, ты понимаешь, что здесь нет границ и условностей, здесь о твоём дипломе спросят едва ли, и даже наличие существенного опыта работы не всегда выступает решающим. И тогда развязываются руки — пробовать новое становится совершенно не страшно.
Например, я знаю, как работает админка сайта, практически любого, поэтому без труда могу взять в работу заказ на написание текста с его последующим размещением. Научилась я этому сразу “в поле” — человеку нужна была помощь, потому что постоянное внесение изменений на сайт съедало львиную долю его времени, которое можно было посвятить реальному развитию бизнеса. И он был готов всё показать. Платил, кстати, вполне неплохо.
Я знаю уже достаточно много фишек, полезных для естественного продвижения групп ВКонтакте. А все потому, что однажды пришла к малознакомой, но очень приятной девушке, которая делала чудесное дело, и сказала, что хочу ей чем-то помочь. Она организовала танцевальную студию для мам в декрете. Я была в декрете, да, я понимала почему-то, что она делает — “вау!”. Сказала, что не знаю, чем именно могу быть полезна, немного это умею, немного то. Мне дали группу в контакте и полный карт-бланш на генерацию идей. Я сразу сказала, что такого опыта нет вообще, но я готова пробовать. На бартере. Сейчас у меня в этом проекте, который уже вырос до полноценного досугово-развивающего клуба, не только для мам, но и для подросших детей, статус третьего лица, влияющего на принятие решений. В основном, на мне маркетинг (и да, пусть я его только осваиваю) и общение с клиентами (от которого 3-4 года назад я бы шарахалась как от разинутой львиной пасти).
И если завтра я захочу заняться обработкой фотографии или отрисовыванием логотипов или авторского дизайна сайта — я могу это сделать.
Да, может быть, вы скажете, что я проигрываю тому, кто сфокусирован на чём-то одном, поступательно углубляет свои навыки и оттачивает мастерство на уже 738 проекте по написанию текстов про парикмахерские услуги. Это, кстати, во фрилансе именуют нишеванием и иногда ставят одним из главных условий успеха.
А мне становится скучно изо дня в день делать одно и то же. И мой путь — пробовать разное, брать знания из всевозможных областей, миксовать их и выдавать в конечном продукте. И это то, чего мне не мог дать оффлайн, где ты привязан к своему диплому или первому-второму месту работы и из года в год делаешь одно и то же. Я ловлю кайф от разнообразия и максимума возможностей — каждый день. И цели достигаются. Без надрыва.
3. Планируй детально
Под планирование и подведение итогов необходимо выделять время как в конце недели, планируя большими штрихами, так и каждый день, прописывая детали.
Мало кто из фрилансеров сфокусирован только на работе — не для того свободы искали. Есть ещё домашние дела, какие-то документальные вопросы, оплата счетов, досуг — посещение спортклубов или самостоятельные занятия, какие-то увлечения, музеи-выставки-театры, детские утренники, встречи с друзьями и ещё масса всего, что хочется успеть. И нередко фрилансер не выделяет рабочее время отдельно, а идёт от ситуации. И впрямь, что ему мешает назначить встречу в кафе в три часа дня? Да ничего. И это отлично.
Но только у него ещё утром должны быть расставлены все приоритеты на день. Что нужно сделать, когда, хотя бы примерно, он готов это выполнить и т.д. Я предпочитаю планировать 2-3 больших дела (или жёстких по времени) и потом уже в промежутки встраивать небольшие и менее важные.
Методик планирования много. Есть те, которые предлагают расписывать день поминутно, есть более вольные. Тут уже стоит смотреть на свой комфорт. Я жёсткие рамки не люблю, поэтому моё планирование представляет собой длинный список дел вообще и только самые “недвижимые” вынесены по дням и некоторые по часам.
Мой бич — одновременное выполнение нескольких дел. Это бывает полезно, но не в моём случае. Попытка одновременно писать текст, отвечать заказчику по правкам, говорить по телефону с коллегой, звонящей по какому-то своему вопросу, и мыть посуду приводит только к тому, что текст не пишется, коллега раздражает тем, что не может понять простую вещь с первого раза и говорит о десяти темах сразу, мытьё послеобеденной посуды занимает вместо 5 минут 35, нервы сдают. Не надо так, в общем.
Выход из такой привычки тоже есть. Мне помогает. Где бы я ни находилась, в кармане (да, пришлось пересмотреть домашнюю одежду, чтобы карман в ней был) со мной путешествует маленький блокнот и ручка. Вообще я предпочитаю карандаш, но в этом блокноте слишком тёмные клетки и карандаш не видно. И все дела, которые “срочно” надо сделать, но это не то дело, которое делается именно сейчас, выносятся тезисно в “Список отложенных дел”. У нас не так много срочных звонков и сообщений, которые не подождут 30-40 минут. Поэтому мир не рухнет, если человеку перезвонить после выполнения дела.
Перечень срочных дел.
Туда же с обратной стороны закидываются все идеи и дела менее срочные, про которые вдруг вспомнила, списки покупок.
Дела без срока, которые нужно делать по мере возможности.
Я отмечаю выполненные задачи галочками. Но знаю, что есть люди, которые получают мало с чем сравнимый кайф от вычёркивания того, что уже сделано. Тут опять же — личный выбор.
Под позитивным совмещением имела в виду параллельные дела, одно из которых занимает тело, а второе ум. В случае с мытьём посуды это может быть, например, обдумывание структуры статьи или прослушивание какой-то лекции, как профессиональной, так и просто для души, или аудиокниги. В этом случае рутинное дело приносит удовольствие, а скорость его выполнения абсолютно не страдает.
4. Фокусируй внимание
Как можно работать эффективно, если постоянно на что-то отвлекаешься? Никак. И главный враг фрилансера — так называемая “прокрастинация”. Многие считают её синонимом лени, но на моём опыте это, скорее, неспособность удерживать концентрацию. Наиболее яркий пример — это когда ты открыл Вконтакте или Facebook, чтобы ответить на рабочее сообщение, а через час обнаружил себя читающим ленту, не забывая её постоянно обновлять. Кто-то может смотреть третью серию любимого сериала или вовсе найти себя за уборкой, которую и не планировала.
Вариантов — множество. Психологических объяснений тоже, но нас интересуют варианты решения задачи. Как работать быстрее и эффективнее?
Например, по таймеру. Лучше всего для этой цели, на мой взгляд, подходит интервальный таймер. Его вообще для фитнеса используют, но и для нашей цели он вполне подходит. Раньше у меня стоял Tabata-timer прямо на компьютере, но после очередной переустановки винды он куда-то делся, и новый найти не удалось, а остальные либо не выставляют большие интервалы, либо неудобны в использовании, перешла на андроид-таймер.
Clean Timer.
Штука простая — задаём период работы, период отдыха и количество повторов цикла. Оптимальное время работы и отдыха выбираем индивидуально, тестируя разные варианты. Самое важное условие — полная концентрация внимания на рабочей задаче в отрезок, отведённый под работу. Поэтому, если концентрироваться сложно, начинать можно хоть с 5-10 минут.
Что важно в этом методе?
Как только звучит таймер на работу, мы сразу включаемся в процесс. Это можно обеспечить только одним способом — точно знать последовательность задач, которые будут выполняться. Достигнуть такого знания проще всего чётким списком дел, размещённых в приоритетном порядке.
Как только получаем сигнал об окончании рабочего процесса — бросаем всё на том месте, где остановились и ничего не доделываем. Плюс в идеале знаем (запланировали), как будем восстанавливаться в перерыве — книга, разминка, чай, сериал (хотя в идеале от компьютера всё-таки уйти).
Условие выхода с отдыха то же: по звуку таймера бросаем книгу на середине слова и возвращаемся к работе.
Расфокусировке внимания содействуют, например, уведомления из 5 мессенджеров на телефоне. Поэтому хорошая практика отключать их на время активной деятельности, а может быть и постоянно. И просматривать соц. сети и почту по графику, отводя этому несколько интервалов по 15 минут в течение дня.
5. Разгружай голову
Наше сознание постоянно генерирует какой-то мыслительный контент. Большая часть всего этого массива информации — абсолютно бесполезный шлак, второе по объёму место занимает малозначительная информация, которую, удерживая в голове, мы вынуждены периодически прокручивать.
От той информации, которую мы должны помнить (обычно это как раз списки задач на ближайшее будущее) помогают освободить голову ежедневники, онлайн-планировщики и списки отложенных дел. Их, кстати, можно вести на смартфоне. Мне это неудобно, потому что часто мысли рвутся наружу при выполнении каких-то бытовых дел, когда руки мокрые, либо на улице, а там тоже условия не всегда подходящие.
А вот от мусора избавиться в разы сложнее, потому что многие из нас даже не знают о его существовании. Многие рекомендуют использовать для того, чтобы его обнаружить, медитации, я про них ничего толком не знаю.
Зато я “маньяк” всевозможных записей. И нашла для себя другую технику. Она описана в книге “Путь художника” Джулии Кэмерон. Называется “Утренние страницы”. Заключается она в том, что сразу после пробуждения мы кладём перед собой тетрадь или 3 чистых листа, берем в руки что-то пишущее и начинаем записывать абсолютно всё, что приходит в голову. Не отвлекаясь, потоком, не отрывая руку от бумаги. Если в голове какое-то время пусто и мыслей нет, так и пишем “ничего нет” или “не знаю, что написать” и т.д., при этом не останавливаемся. На первых полутора страницах обычно выходит как раз всё то, чем забита голова, от проблем, состояний, страхов до обид и вовсе каких-нибудь сплетен.
Потом становится интереснее, потому что начинают приходить идеи, следя за ходом мысли можно “словить инсайд” (внезапное очень яркое понимание цепи событий или состояний, их причин и т.д.). И это отнюдь не редкое явление при использовании метода. Всего нужно исписать три страницы и остановиться. Одно из правил техники — написанное не перечитывается. Поэтому я прямо по ходу написания отмечаю интересные идеи, то, что нужно занести в планы, и важные мысли. Потом переношу их в подходящие места.
Таким образом, методика даёт выброс на бумагу всего того, что заполняет голову изо дня в день. Достигнув бумаги эти мысли перестают волновать, если не с первого раза, то с третьего-четвёртого точно, как будто прорабатываются и экологично утилизируются. Плюс выделение из всего этого потока всего лишь небольшого процента реально стоящих вещей, которых просто не разглядеть, пока не вытащишь на свет.
Честно говоря, так и не пришла к постоянному использованию этой техники (рекомендуется ввести её в ежеутренний ритуал), но в те моменты, когда возникает ощущение, что в жизни всё наперекосяк, она меня здорово вытаскивает при использовании даже 2-4 дня подряд.
На самом деле, с какой бы методикой вы ни начали работать, самое главное, чего вам предстоит достичь — максимальной осознанности в каждый момент времени. Это самое главное условие применения любой техники, которую вы пытаетесь примерить на себя. Нет осознанности — нет результата.
Что почитать/посмотреть по теме?
Темы личной эффективности, внимания к собственному времени и его продуктивности, планирования, целеполагания и мотивации мало для кого являются “пройденными” однажды и навсегда. Думаю, на это есть сразу две причины:
всегда есть, куда расти;
иногда они выпадают из поля зрения, и нужен какой-то стимул, чтобы снова к ним вернуться.
Спусковым механизмом, активирующим “память” о том, что есть важное, а есть второстепенное, могут стать книги, хорошие статьи и фильмы.
Книги
Стивен Кови “7 навыков высокоэффективных людей”. Одна из моих самых любимых книг по личной и рабочей эффективности. Периодически перечитывается. Автор структурированно и с яркими примерами задаёт основные векторы, с которыми периодически стоит сверяться:
- здесь и о личной ответственности за реакцию на раздражители извне;
- и о миссии и ценностях;
- и о круге непосредственного влияния, и том, на что на самом деле мы не можем влиять сейчас, сколько бы энергии в этом направлении не вкладывали;
- и о значении парадигмы, её сдвиге;
- и о базовых принципах продуктивного общения;
- и о том, что всегда есть третий (пятый, десятый) вариант, при котором выигрывают все стороны — взгляд на компромисс с точки зрения победителя;
- и о силе союза в достижении результата;
- и о важности выделения ресурса для восстановления сил.
Для меня важность этой книги состоит в её применимости в абсолютно любой жизненной сфере — от организации деятельности до семейных будней.
С. Кови — собеседник может видеть всё совсем иначе.
Роберт Кийосаки “Богатый папа, бедный папа”. Лёгкая в прочтении книга, мотивирующая на финансовый успех и напоминающая о том, что образ мышления успешного человека существенно отличается от мышления середнячка. С личными примерами и яркими зарисовками. Тоже периодически можно возвращаться за лёгким источником драйва.
Роберт Кийосаки — о двух папах.
Кстати, о мышлении. Если в вашем окружении нет достаточно успешных людей, ищите их. А пока читайте автобиографии тех, кто достиг того, что вас впечатляет. В них вложен тот самый взгляд на жизнь, который им в этом помог. На второй-третьей начинаешь понимать, почему они на вершине, а ты тут. И уже примерно понимаешь, над чем работать.
Наталья Грэйс “Работа, деньги и любовь. Путеводитель по самореализации”. Хорошая книга для тех, кто боится выйти из зоны комфорта, например, сидит в офисе и от этого страдает. Автор — психолог с хорошей базой, коуч — неплохо раскладывает, что из этого обычно получается.
Наталья Грейс — счастье.
Я использую книги в основном для вдохновения. Конкретные методики беру из интернет-статей. Для меня это более действенный способ — быстро пролистать, выделить главное, опробовать — и оставить себе или “положить на место”. Поэтому тут с книгами сложнее.
Разве что упомяну “Исповедь монотаскера” Натальи Иоффе. Она о том, что как бы нам ни хотелось работать ещё быстрее и ещё эффективнее, нужно успевать понимать, зачем ты это делаешь. И, конечно, о том, что в каждый момент времени продуктивнее работать над одной задачей. И всё это на личном опыте, описанном динамичным, ёмким языком.
По тайм-менеджменту коллеги рекомендуют:
- Глеба Архангельского;
- Брайана Трейси;
- “Джедайские техники” Дорофеева.
Женщинам (особенно семейным), а если ещё и с маленькими детьми, то с вероятностью процентов 90 может откликнуться Марла Силли с её “Школой Флайледи”
Общая по продуктивности — Дэвид Аллен “GTD”.
Фильмы
Фильмы я смотрю нечасто, но несколькими фильмами с вами поделюсь. Иногда достаточно художественных фильмов, чтобы мотивация действовать вернулась. Иногда нужна тяжёлая артиллерия.
Художественные
О художественных фильмах лучше всего расскажут отрывки из них же самих.
Дьявол носит Prada — отрывок
https://youtu.be/y-cmf2cQyGA
Заплати другому — отрывок
https://youtu.be/Lx0t7pRTv2o
Бойлерная — отрывок
https://youtu.be/hFKlyY1HXJU
Рокки Бальбоа — отрывок
https://youtu.be/zkD0v6bg_sY
Фильмы-мотиваторы
Жизнь. Инструкция по применению — стоит потратить час, чтобы через год не жалеть о том, что не начали сегодня.
https://youtu.be/XLWFrQveopM
Цирк Бабочек — короткометражный фильм с Ником Вуйничем.
https://youtu.be/_qdbCvLCevk
И, конечно, не стоит обходить стороной фильмы о тех, кто смог больше тебя:
- «Вселенная Стивена Хокинга» (2014);
- «Жизнь в розовом цвете» (2007) — об Эдит Пиаф;
- «Магия слов: история Дж.К.Роулинг» (2011);
- «Джобс: история соблазна» (2013);
- «Железная леди» (2011) — о Маргарет Тэтчер.
От себя ещё добавлю одну аудиолекцию, которая однажды заставила меня взглянуть на время более целостно: Астара “Как жить в своём времени”.
Навести порядок в целях, планах и рабочем графике рано или поздно всё равно придётся. Ищите работающие именно для вас методики, выбирайте конкретные инструменты и создавайте свои, оставайтесь гибкими, но становитесь эффективными! Удачи!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.
Оригинал статьи размещён здесь