На семинаре рассказать за 7 часов всё, что мы накопили за много лет преподавания - не очень реалистично.
Людям нужна практика, именно поэтому мы строим свой семинар на куче разных практических заданий.
Я люблю рассказывать про то, как записывают числительные по-китайски, а потом прошу кого-нибудь посчитать по китайски с 8 до 3, или сказать, что больше "ба" плюс "и" или "у" плюс "лёу".
В этот момент взрослые люди неожиданно понимают, что выучить даже новые значки для обозначения знакомых понятий - уже непросто.
А детям-то надо выучить суть, не только значки!
А ещё взрослым часто кажется, что "ребёнку нужны сложности, не надо давать слишком лёгкие задачи, пусть тянется!"
Исходя из этого, они записывают пятилетку в группу детей 6-7 лет, а малыша, которому ещё нет четырёх лет - в группу пятилеток.
Для тех, кто хочет проверить на личном опыте, каково это - тянуться за старшими - предлагаю следующий эксперимент:
Вы идёте в другую комнату, там запоминаете картинку, сложенную из 5 счётных палочек, идёте обратно - и рисуете эту картинку, соблюдая масштаб. Если вы хотите посильное задание - запоминайте картинку из жёлтых или зелёных палочек. А если хотите узнать, каково малышу в группе среди старших - выбирайте красные картинки, и попробуйте за один раз запомнить сразу 2 или 3 картинки.
Какие картинки было проще запомнить - и почему?
Самое сложное для педагога, который работает с детьми и хочет их научить чему-то новому - угадать уровень сложности.
Если мы "попали в возраст", то дети увлечены заданием, и им хорошо.
Если задание слишком сложное, дети "выпадают", отвлекаются, ноют, что им скучно...
Мы можем предложить много разных арифметических игр с наклейками и игральными кубиками. Бросаем кубик - приклеиваем огоньки на тортики.
А теперь - листья на дерево.
В другой раз - грузы в кузов грузовика.
Мы, взрослые, понимаем, что это - отработка навыка.
Но для детей это игра, и зачастую не самая простая.
Многие дети в 4-5 лет, впервые получив такое задание, будут прсто приклеивать наклейки сколько им хочется, не обращая внимания на кубик и число точек на его верхней грани.
Иногда мы не разделяем геометрические игры и арифметические.
Малышам 4 лет предлагаем собрать из нумикона робота, бабочку или грузовик, накладывая детали сверху.
А в другой раз старшим даём это же задание, но картинки висят на доске - и это уже намного сложнее.
У каждого из игроков есть 5 разных деталей катамино, и у каждого своё поле 5 на 6 клеток.
Надо уместить там свои 5 фигурок быстрее, чем это сделает второй игрок.
Катамино на двоих
Для младших недавно мы проводили урок с клумбами - надо было посадить столько цветочков нужного цвета, сколько на карточке от УНО.
А можно с той же вырубкой от игры "читай-хватай" делать и геометрический урок для четырёхлеток...
Перед обедом обсуждали игру в кафе - выбери, что ты хочешь купить, напиши свой заказ, и отсчитай нужное количество счётных палочек
(Мы сделали магнитные счётные палочки - на семинаре очень удобно!)
Играли в "чёрный ящик"
Рисовали монстров и обсуждали, что координаты и таблицы - это сложно для детей!
Заполнить счётную таблицу - проще, а по таблице найти подходящего монстра - сложнее.
Предложили взрослым разбиться на группы,
и один запоминает картинку из мозаики, а потом пытается словами описать её, чтобы остальные эту картинку смогли нарисовать по описанию...
И всё равно не вышло за 7 часов рассказать и показать всё, что мы делаем с ребятами на кружках. У нас так много материала, что каждый семинар всё равно не похож на предыдущий.
В этот раз говорили в основном про дошкольников,
но думаем весной сделать семинар для тех, кто преподаёт математику у младших школьников, весной.
А ещё планируем 29 февраля семинары в Питере.