Найти в Дзене
Мышематика

Как играть с детьми в математику: семинар по игровой педагогике

Женя показывает, как нелегко может быть ребёнку в школе, если он не успел запомнить числительные и их написание.
Женя показывает, как нелегко может быть ребёнку в школе, если он не успел запомнить числительные и их написание.

На семинаре рассказать за 7 часов всё, что мы накопили за много лет преподавания - не очень реалистично.
Людям нужна практика, именно поэтому мы строим свой семинар на куче разных практических заданий.
Я люблю рассказывать про то, как записывают числительные по-китайски, а потом прошу кого-нибудь посчитать по китайски с 8 до 3, или сказать, что больше "ба" плюс "и" или "у" плюс "лёу".

В этот момент взрослые люди неожиданно понимают, что выучить даже новые значки для обозначения знакомых понятий - уже непросто.
А детям-то надо выучить суть, не только значки!

А ещё взрослым часто кажется, что "ребёнку нужны сложности, не надо давать слишком лёгкие задачи, пусть тянется!"
Исходя из этого, они записывают пятилетку в группу детей 6-7 лет, а малыша, которому ещё нет четырёх лет - в группу пятилеток.
Для тех, кто хочет проверить на личном опыте, каково это - тянуться за старшими - предлагаю следующий эксперимент:

Запомните фигуры из палочек и перерисуйте их, перейдя в другое помещение, по памяти.
Запомните фигуры из палочек и перерисуйте их, перейдя в другое помещение, по памяти.

Вы идёте в другую комнату, там запоминаете картинку, сложенную из 5 счётных палочек, идёте обратно - и рисуете эту картинку, соблюдая масштаб. Если вы хотите посильное задание - запоминайте картинку из жёлтых или зелёных палочек. А если хотите узнать, каково малышу в группе среди старших - выбирайте красные картинки, и попробуйте за один раз запомнить сразу 2 или 3 картинки.

Теперь вы видите, что картинки из 5 палочек могут быть простые и сложные.
Теперь вы видите, что картинки из 5 палочек могут быть простые и сложные.

Какие картинки было проще запомнить - и почему?

Жёлтые и зелёные - простые, они напоминают буквы и цифры.
А красные не симметричные, ни на что не похожи, их сложнее запомнить.
Жёлтые и зелёные - простые, они напоминают буквы и цифры. А красные не симметричные, ни на что не похожи, их сложнее запомнить.
Взрослые ходят туда-сюда очень сосредоточенные. Оказывается, очень сложно нести мысль из одной комнаты в соседнюю!
Взрослые ходят туда-сюда очень сосредоточенные. Оказывается, очень сложно нести мысль из одной комнаты в соседнюю!
Иногда за какой-то картинкой приходится ходить несколько раз...
Иногда за какой-то картинкой приходится ходить несколько раз...

Самое сложное для педагога, который работает с детьми и хочет их научить чему-то новому - угадать уровень сложности.
Если мы "попали в возраст", то дети увлечены заданием, и им хорошо.
Если задание слишком сложное, дети "выпадают", отвлекаются, ноют, что им скучно...

Отработать навык можно в разных играх
Отработать навык можно в разных играх

Мы можем предложить много разных арифметических игр с наклейками и игральными кубиками. Бросаем кубик - приклеиваем огоньки на тортики.

А теперь - листья на дерево.

В другой раз - грузы в кузов грузовика.

Мы, взрослые, понимаем, что это - отработка навыка.

Но для детей это игра, и зачастую не самая простая.

Многие дети в 4-5 лет, впервые получив такое задание, будут прсто приклеивать наклейки сколько им хочется, не обращая внимания на кубик и число точек на его верхней грани.

Один раз мы возим к нужным тарелкам с числами карточки с точками.
В другой раз - зверей из игры "турбосчёт",
в третий - нумикон или листочки с точками...
Один раз мы возим к нужным тарелкам с числами карточки с точками. В другой раз - зверей из игры "турбосчёт", в третий - нумикон или листочки с точками...
Один раз у нас тир, другой - работа и магазин, третий - кафе.
Один раз у нас тир, другой - работа и магазин, третий - кафе.

Иногда мы не разделяем геометрические игры и арифметические.
Малышам 4 лет предлагаем собрать из нумикона робота, бабочку или грузовик, накладывая детали сверху.
А в другой раз старшим даём это же задание, но картинки висят на доске - и это уже намного сложнее.

С нумиконом можно придумать много заданий разного уровня сложности!
С нумиконом можно придумать много заданий разного уровня сложности!
Мы выдали каждому кубики, которые стыкуются между собой, и попросили собрать разные детали катамино
Мы выдали каждому кубики, которые стыкуются между собой, и попросили собрать разные детали катамино
А после этого играли в "катамино на двоих"
А после этого играли в "катамино на двоих"

У каждого из игроков есть 5 разных деталей катамино, и у каждого своё поле 5 на 6 клеток.

Надо уместить там свои 5 фигурок быстрее, чем это сделает второй игрок.

Прелесть в том, что у этой задачи всегда есть решение!
Прелесть в том, что у этой задачи всегда есть решение!

Катамино на двоих

Показывали разные задания, попроще и посложнее, для стыкующихся кубиков.
С малышами - наложением по цвету.
С ребятами постарше - улицы с домиками разной высоты.
Показывали разные задания, попроще и посложнее, для стыкующихся кубиков. С малышами - наложением по цвету. С ребятами постарше - улицы с домиками разной высоты.
Бывают дети, которым надо обязательно сразу дать что-то в руки, например - кубики для строительства небоскрёбов...
Бывают дети, которым надо обязательно сразу дать что-то в руки, например - кубики для строительства небоскрёбов...
Даже вырубка от настолок идёт в дело!
Даже вырубка от настолок идёт в дело!

Для младших недавно мы проводили урок с клумбами - надо было посадить столько цветочков нужного цвета, сколько на карточке от УНО.

А можно с той же вырубкой от игры "читай-хватай" делать и геометрический урок для четырёхлеток...

Бросали 2 игральных кубика - и проверяли, какой столбик выиграет...
Бросали 2 игральных кубика - и проверяли, какой столбик выиграет...
у кого-то выигрывает 5, у кого-то 7, у кого-то 8
у кого-то выигрывает 5, у кого-то 7, у кого-то 8
Заодно рассказали и про игры с умножением - с теми же игральными кубиками
Заодно рассказали и про игры с умножением - с теми же игральными кубиками
Ваш заказ!))
Ваш заказ!))

Перед обедом обсуждали игру в кафе - выбери, что ты хочешь купить, напиши свой заказ, и отсчитай нужное количество счётных палочек

(Мы сделали магнитные счётные палочки - на семинаре очень удобно!)

После обеда говорили про логику и про геометрию
После обеда говорили про логику и про геометрию

Играли в "чёрный ящик"

показывали дерево "право-лево"
показывали дерево "право-лево"

Рисовали монстров и обсуждали, что координаты и таблицы - это сложно для детей!
Заполнить счётную таблицу - проще, а по таблице найти подходящего монстра - сложнее.

Говорили, что в качестве геометрического материала можно использовать самые разные конструкторы, Лего, мозаику, магниты, крышечки от бутылок, счётные палочки, мозаику
Говорили, что в качестве геометрического материала можно использовать самые разные конструкторы, Лего, мозаику, магниты, крышечки от бутылок, счётные палочки, мозаику

Предложили взрослым разбиться на группы,
и один запоминает картинку из мозаики, а потом пытается словами описать её, чтобы остальные эту картинку смогли нарисовать по описанию...

Потом насыпали на пол ведро деревянной мозаики, и каждому выдали задание, где надо из нескольких деталей собрать треугольник
Потом насыпали на пол ведро деревянной мозаики, и каждому выдали задание, где надо из нескольких деталей собрать треугольник
Взрослые увлеклись, не оторвать было!
Взрослые увлеклись, не оторвать было!
особенно три трапеции многим долго не давались
особенно три трапеции многим долго не давались
Игровые педагоги за работой
Игровые педагоги за работой

И всё равно не вышло за 7 часов рассказать и показать всё, что мы делаем с ребятами на кружках. У нас так много материала, что каждый семинар всё равно не похож на предыдущий.

-28

В этот раз говорили в основном про дошкольников,
но думаем весной сделать семинар для тех, кто преподаёт математику у младших школьников, весной.
А ещё планируем 29 февраля семинары в Питере.