Саммит Россия-Африка, состоявшийся в октябре 2019 года, показал намерения Москвы форсировать сотрудничество с этим регионом в политических, торгово-экономических и военных вопросах.
По мнению аналитиков исследовательского центра Business Monitor International (BMI), являющегося структурным подразделением Fitch, в Кремле в первую очередь нацелены на государства, находящиеся под санкциями или другими ограничениями со стороны США и европейских стран. Бизнес-аналитики считают, что эта политика Кремля может достаточно быстро укрепить позиции России на континенте, в том числе и с военной точки зрения.
А это, как предупреждают аналитики, в свою очередь, приведет к ослаблению влияния западных держав и контролируемых ими международных институтов пока что в отдельных странах континента, подрывая, таким образом, конкурентные позиции европейских и американских компаний. Однако впадать в панику Западу пока рано, поскольку в ближайшей перспективе ограниченные экономические и финансовые ресурсы Москвы могут существенно ограничить её возможности стать крупным игроком на Черном континенте в целом. И с этим пока нельзя не согласиться.
Хотя сочинский саммит на Западе называют «началом российского наступления» на Африку, стоит также подчеркнуть, что российское возвращение на континент началось вчера, а уже достаточно давно.
Начиная с 2017 года, в рамках проведения Петербургского международного экономического форума, на постоянной основе проходит бизнес-диалог «Россия – Африка». Кроме того, в ходе работы Российской энергетической недели был организован первый Российско-Африканский круглый стол.
Помимо этого, африканских вопрос регулярно находится в центре внимания Международного дискуссионного клуба «Валдай», где была проведена экспертная сессия «Возвращение России в Африку: интересы, вызовы, перспективы».
О том, что сочинский саммит является не началом, а продолжением и расширением процесса возвращения нашей страны на Черный континент, говорят и факты, свидетельствующие об активности в странах Африки российского бизнеса.
Так, в Зимбабве российский консорциум, в который входят ВЭБ, Ростех и Vi Holding, вложил 3 млрд долларов в разработку крупного месторождения платины «Дарвендейл» (доказанные запасы – 19 тонн платины). В Мозамбике в 2014 году «Роснефть» и Empresa Nacional de Hidrocarbonetos договорились о возможности добычи природного газа, а ранее – о нефтяных проектах. «Газпром-нефть» через свою сербскую «дочку», компанию NIS, ведет разведку на глубоководном шельфе Анголы. Кстати, запасы нефти этой страны соизмеримы с нигерийскими, а качество углеводорода – лучшее в Африке.Государственная алмазная компания Анголы Endiama создала совместное предприятие с «АЛРОСА» для поиска и добычи алмазов. В Намибии «Ренова», ВТБ и «Техснабэкспорт» основали совместное предприятие по добыче урана. Также в этой стране прорабатывается возможность участия РЖД в расширении и модернизации её транспортной инфраструктуры.
Это далеко не полный перечень российских компаний, работающих в Африке по данным только на 2014-2015 годы. В список входят также «Русал», «РТ-Глобальные ресурсы», «Северсталь», «Росатом», «Газпром», «Рособоронэкспорт» и другие крупные российские компании.
Растет и товарооборот России со странами африканского континента, который составил в прошлом году более 20 млрд долларов.
Успех сочинского саммита, собравшего представителей всех африканских стран, часть из которых, вежливо говоря, недолюбливают друг друга, в немалой степени связан не только с тем, что российский бизнес рассматривается на континенте как перспективная альтернатива западным и китайским компаниям, но и с военно-политическим статусом России.
Показательным примером для стран континента являются действия российских военных и дипломатии в Сирии, где благодаря действиям России действующий и законно избранный президент Башар Асад сумел не только сохранить свой пост, но и при поддержке российских военных освободить от террористов большую часть государства, а также добиться компромисса с местными племенными вождями.
Конечно, в современных условиях Россия вряд ли захочет или сможет позволить себе проведение аналогичной военной кампании в одной из африканских стран, как это было сделано в Сирии. Тем не менее, российская политическая и косвенная военная поддержка дает потенциальную альтернативу для африканских стран.
Впрочем, российские военные в Африке все же есть. Москва направила силы официальных военных миротворцев в Центральноафриканскую Республику (ЦАР) в поддержку национального правительства в Банги, в то время как представители ЧВК «Вагнер», как сообщается западными информационными агентствами, работают над обучением местных солдат. Так что кое-какой опыт российской военной помощи также имеется. Это – если не считать продажи странам континента российских вооружений, которые пользуются там большой популярностью за свою простоту, надежность и относительную дешевизну по сравнению с западными аналогами.
К тому же, если верить неподтверждённым данным западных источников, во время саммита якобы обсуждался вопрос о размещении в ЦАР постоянно действующей российской военной базы. На мой взгляд, если это правда, то место для наших военных выбрано подходяще: центр континента. А насколько эта информация верна, будущее покажет.
Одним словом, с интересом африканских стран к перспективам восстановления отношений с Москвой, в целом, все ясно. Что касается России, то, как представляется, сочинский саммит обусловлен, как минимум, тремя факторами. Во-первых, реализацией идей Е.М.Примакова, всегда подчеркивавшего важность для России стран Азии и Африки и многовекторной внешней политики в целом. Отсюда и углубление отношений с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии, арабским миром, государствами Латинской Америки, БРИКС и т.д.
Во-вторых, санкционная политика Запада, на котором наше руководство было зациклено в конце прошлого и даже в начале нынешнего века. Так что, спасибо санкциям, которые способствовали активизации нашей внешней политики на других направлениях. А, в-третьих, у России появились внутренние возможности для расширения своего влияния в мире. В их числе и укрепление нашего оборонного потенциала.
Немаловажным, а в отдельных случаях и решающим фактором с точки зрения продвижения в Африке российских интересов являются люди. В Советском Союзе прошли обучение многие сотни тысяч африканских студентов. Выпускников советских вузов можно встретить практически во всех странах континента. Некоторые из них занимают весьма важные посты в политике, бизнесе, медицине, системе образования. И как отмечают специалисты по этой части света, большинство бывших советских студентов с симпатией относятся к современной России.
Однако, как и так ясно, эти люди уже весьма преклонного возраста. А вот замены им тем более в необходимом количестве просто нет.
Работа России на африканском направлении должна вестись комплексно, системно. Необходимо принимать большее количество студентов из стран региона в российские вузы. китайцы и западники ежегодно принимают на бюджетное обучение (выплатой стипендий, которые позволяют нормально жить) тысячи молодых африканцев. Думаю, не стоит задаваться вопросом, чьи интересы они будут продвигать, вернувшись на Родину.