Найти тему

Заметки школьного психолога или я (не) враг своему ребенку


Все дети округляют глаза при виде не то девушки, не то молодой тетеньки в очках с горой бумаг в руках, узнав, что это – школьный психолог. Старшие классы удивленно спрашивали: «О, а у нас в школе есть психолог?», другие спрашивали, куда делся предыдущий. А дети чуть помладше хихикали и говорили: «А мы не психи. Вы нас в психушку поведете, да?».
Вот именно на последнем предложении и построено доверие родителей к работе любого психолога. «К психологам отправляют только людей с отклонениями. У моего ребенка все в порядке, ему не нужен психолог». Но вы даже не представляете, что происходит в голове даже у самого спокойного на вид ребенка. И никогда не узнаете, если вам наплевать. Вы можете сколько угодно дарить ребенку все его «хочу», отпускать его гулять… но это не всегда работает. Чаще всего детям нужны не дорогие подарки. Детям нужны родители. Те самые родные люди, которым можно довериться. Под доверием я подразумеваю полную сохранность тайны между родителем и ребенком. Если ребенок рассказывает вам что-то, о чем другие могут умолчать, будь то двойка или первая влюбленность, не нужно об этом рассказывать всем своим друзьям и родственникам. Чем больше людей узнает о чем-то личном вашего ребенка, тем меньше у него возникает доверия к вам. И тем больше шансов, что ребенок закроется от вас, и будет искать поддержки в ком-то другом. И ему будет не важно: взрослый это или его ровесник.
Отрицание проблемы – тоже проблема. Как и с затягиванием лечения: можно сколько угодно оттягивать лечение заболевания, однако болячка сама по себе не пройдет.
В этой и дальнейших своих публикациях, я хотела бы показать случаи из практики, к которым приводят родительские упущения. Все имена героев рассказа изменены с целью сохранения конфиденциальности.
Первая история об ученице 7 класса. Со мной связалась ее мама, которая с первых секунд разговора дала понять: она крайне растеряна и напугана. Она не сказала ни имени ребенка, ни фамилии, ни букву класса, указала лишь, что ее дочь учится в нашей школе в 7 классе и что ее, похоже, изнасиловали. Естественно, такое заявление вызвало у меня легкий шок. Предупредив маму о том, что это заявление весьма серьезное, я назначила ей личную встречу вместе с ребенком.
В назначенный день ко мне пришли мама с дочкой. Я села напротив них, представилась и предложила кому-нибудь из них начать беседу. Слово взяла мама. Она говорила тихо, но было понятно, что она волнуется. Она рассказала, что растит дочь одна, с отцом девочки вместе не живут. Несколько раз называла дочь «трудным подростком», что ребенок делает ей все назло, что она много работает. Про тот день мама рассказала, что отпустила дочь днем гулять с друзьями, а вечером она ей позвонила и сказала, что ее, наверное, изнасиловали.
Выслушав маму, я предложила рассказать девочке свою историю. Рассказала она следующее: мама отпустила ее погулять с друзьями. Девочка встретилась со своим другом Витей, который не на много старше ее, и они гуляли некоторое время, пока этому самому другу не позвонил его друг Никита и предложил встретиться. Теперь они гуляли уже втроем, но через какое-то время им стало скучно, и они решили добавить в эту прогулку немного пива. Как они его купили – отдельная история, которая не требует внимания. Получив выпивку, ребята направились домой к Никите. Девочку, к слову, не смущало наличие спиртного в чужой квартире. Подростки выпили напиток и начали, как сказала девочка, «беситься». А потом она уснула. При этом девочка немного съежилась и продолжила: когда проснулась, спросила, что она пропустила. Тут же отозвался Никита. Он ответил, что пока она спала, ею воспользовался Витя. Но Вити в тот момент уже не было в квартире. Девочка быстро оделась и выбежала домой. По пути она позвонила маме и рассказала о произошедшем.
Маме, конечно, я посоветовала обратиться к врачу с ребенком, если у нее есть какие-либо подозрения. А девочке порекомендовала походить на занятия ко мне.
К счастью, опасения мамы не подтвердились, и все произошедшее было не более чем глупой подростковой шуткой. Однако в ходе наших встреч с ученицей, стало понятно, что ей катастрофически не хватает общения с мамой. Она как раз вступила в тот возраст, когда учеба отходит на второй план, а личностное взаимодействие выходит на первый. И без совета взрослого она не может никак. А так как в будние дни мама на работе почти круглосуточно, а в выходные мама отдыхает от работы, то девочка получает информацию от сверстниц и путем проб и ошибок. Самостоятельно. И неизвестно, что было бы дальше, если бы не этот случай.
Мама называет свою дочь «трудным подростком», но подросток всеми своими действиями и словами пытается сказать: МАМА, Я ТУТ! ОБРАТИ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ! МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ТЕБЯ!!!