Найти тему
Сергей Зацаринный

Правдивый лжец

Мне сказали, что я не люблю Ибн Баттуту. Любил ли Овод кардинала Монтанелли? "Я верил в вас, как в бога, а вы обманывали меня всю жизнь!" - пожалуй это единственный упрёк, который я смог бы бросить знаменитому магрибинцу. Я ведь даже никогда не называю его лжецом. В отличии от куда более известных и авторитетных его современников.
Вот что рассказал Ибн Халдун:
"Приехал в Магриб один человек, известный под именем Ибн Баттуты. Он рассказывал об обстоятельствах своего путешествия, какие диковинки он видел в странах земли. . Я высказал неодобрение рассказам этого человека, так как среди людей распространилось мнение о его лживости."
Меня образ этого величайшего странника, обошедшего почти весь известный тогда подлунный мир от Тихого океана до Тимбукту таинственного поразил ещё в детстве. Когда я впервые увидел нарисованную карту с маршрутами его путешествий.
Тогда я ещё ничего не ведал о великом мудреце и ученом Ибн Халдуне и был скорее похож на простодушных марокканцев , поддавшихся некогда очарованию рассказов о дальних странах.
"И среди тех, кто прибыл к высоким вратам Феса и перешел по лужам стран к его вздымающемуся морю, был шейх, факих, путешествователь надежный, проехавший земли, пронизавший климаты вдоль и вширь, Абу Абдаллах Мухаммед, известный как Ибн Баттута, славный в странах Востока как Шамс ад-дин ("Солнце веры"). Он обошел землю, поучаясь, и прошел по городам, испытуя; он исследовал разделения народов и углублялся в деяния арабов и иноземцев. Затем он водрузил посох скитаний в этой высокой столице".
Я с упоением читал биографию величайшего странника Средневековья, легкомысленно пропуская все упоминания о сомнениях в его правдивости, столь часто встречавшихся, как во времена былые, так и в наше циничное время.
Сам я усомнился в его правдивости, когда стал увлекаться Золотой Ордой.
Я понял, что прославленный шейх никогда в наших краях не был и рассказывал всё с чужих слов.
Почему тогда я не называю его лжецом?
Потому что выдумка выдумке рознь.
Что выдумывал Ибн Баттута? Он выдумал свои странствия. Обычный зачуханный неудачник, скорее всего проведший свою жизнь на задворках каирского базара. Без денег, без семьи. В конце концов вынужденный, как блудный сын вернуться, не солоно хлебавши, на родину. он придумал себе прекрасную жизнь, полную путешествий, приключений и дальних стран. Там нищий каирский чухан беседовал с ханами, царями и императорами, женился на красавицах, обретал и терял богатства. А чтобы это интересно было слушать другим Ибн Баттута рассказывал про дальние страны.
А рассказать ему было что.
Каир того времени был признанным центром не только арабской, но и мировой науки. Охотнику за знаниями о подлунном мире было, чем поживиться.
Что могло быть лучшим доказательством правдивости рассказов шейха о его жизни? Правдивость его рассказов о дальних странах. Здесь ошибиться было опасно. Особенно, если учесть, что лапша вешалась на уши самого правителя.
Поэтому, я совершенно искренне считаю, что Ибн Баттута, изо всех сил следовал истине во всём, что выходило за грань его личного участия.
Потому его "книга о жизни" очень ценна. С поправкой на то, что это не воспоминания очевидца, а скорее добросовестное сочинение кабинетного учёного.
Это довольно хорошо видно по его рассказам о Золотой Орде.
Видно, что они записаны со слов очевидцев, неплохо осведомлённых не только о делах Сарайских, но и о придворных сплетнях. Источники легко определяются. Как раз в то время, когда великий шейх, богатей и путешественник перебирал медяки в захудалых каирских харчевнях, в этой столице мира бывало множество послов, гостей и выходцев из Золотой Орды. Только слушай. Чиновникам из дипломатического ведомства султана, эти сплетни были неинтересны, а для "пикейных жилетов" средневекового Каира, вполне годилось.
Когда Ибн Баттута начинает путаться? Когда дело касается географии или хронологии. Типичный признак человека, говорящего с чужого голоса.
Вот только ценность подобного источника совсем иная.
Но это уже не вина великого рассказчика