Найти в Дзене
Сергей Зацаринный

Слабые люди создавали плохие времена

Желание написать о хане Туда-Менгу и Джиджек-хатуни заставило меня отправиться на полвека назад от времени действия "Пустой клетки" и "Шведского огнива". Я очутился в совершенно неведомой эпохе.
Многое зависит от той точки, с которой смотришь. Стремление взглянуть просто с базара приводит к интересным результатам.
Я часто говорю про то, что не люблю, когда история является только фоном. Пресловутым гвоздём, на котором всё висит. Историческое для меня, это когда история самостоятельное действующее лицо, к тому же главное. Вот тогда и работает тот самый принцип: что история забрала - история и дополнит.
Вот я написал, что мои герои принадлежат к другой эпохе. Какая эпоха была в 1333 году? Время роста, могущества и процветания. Она началась приблизительно в 1300 году. Как-то так само собой получилось, что именно этот год стал переломным в жизни многих исторических персонажей и вымышленных героев. В истории Золотой Орды это был конец смуты, год гибели Ногая.
Очутившись в годах правления Туда-Менгу, 80-х годах XIII века, я оказался в эпохе, которая начиналась во время великого похода на запад. Того самого - к последнему морю.
Всё начиналось именно тогда. Старики ещё помнили Батыя, смуты, заговоры тех времён. Сартака, Боракчину, Берке, Александра Невского и его отца, короля Руси Даниила Галицкого. Великую монгольскую империю, ещё не развалившуюся на улусы.
Эти люди ещё во многом жили степью. Даже молодёжь, которая ничего этого не помнило и не видела.
Со смерти Батыя всего четверть века. Батый для них, как для нас Ельцин.
Совсем другие люди, чем в 1333 году.
О самом хане почти не осталось никаких сведений.
Иностранцы рисуют таинственный и романтический образ мистика, увлёкшегося мудростью алхимиков и суфиев и ради неё отказавшегося от царства.
Степное предание сохранило лишь пару исторических анекдотов, где его рисуют не то блаженным дурачком, не то просто человеком не от мира сего.
Джиджек-хатунь и вовсе остаётся лишь тенью, чьё имя едва мелькает позади. Всегда позади. Но она ощущается там даже когда совсем не заметна. Потому что на первом плане куклы, кукловод которых не виден.
Остальное должна рассказать история.
А ей есть, что рассказать.
Я едва лишь приоткрыл завесу тайны, а уже вижу активную дипломатическую деятельность. Посольства в Египет, с просьбой помочь в утверждении ислама, в далёкую Монголию для восстановления связей с великим ханом. Поход в Венгрию и Польшу, дела византийские.
Именно на это время приходится и один из самых бурных периодов нашей русской истории.
Эпоха, начатая великим походом к последнему морю, заканчивалась смутой и поиском нового пути.
Говорят: тяжёлые времена рождают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена рождают слабых людей, слабые люди создают плохие времена.
Это была эпоха, когда сподвижники Батыя уже сошли со сцены, оставив после себя огромную, мощную, но неустроенную державу.
Слабые люди создавали плохие времена.