❝ ЦИТАТА ДНЯ ❞
Директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов:"Мы находимся на переломе, когда происходит трансформация традиционной торговли, развивается интернет-торговля, - сказал он. - Ясно совершенно, что традиционная торговля никуда не денется и интернет-торговля ее никогда не заменит"
США и Европа на грани торговой войны
Как всё начиналось
Весной Франция объявила о введении 3%-й цифрового налога на местную выручку крупных технологических компаний. В том числе Google, Apple, Facebook и Amazon. В ответ на это в начале лета Трамп заявил, что готов повысить пошлины на ввоз в США французского вина, поскольку считает американские вина жертвой нечестной конкуренции.
11 июля Сенат Франции (верхняя палата парламента) окончательно принял законопроект о налогообложении крупнейших IT-компаний, на что Трамп заявил, что США проведут расследование и решат, как ответить на действия французского правительства.
Новый виток конфликта
3 декабря торговый представитель США Роберт Лайтхайзер заявил, что страна может ввести пошлины по ставке до 100% на французские товары объемом до $2,4 млрд. Речь, в частности, идет о французских сырах, шампанском, косметике, фарфоровых изделиях и сумках
"Цифровой налог Франции дискриминирует такие американские компании, как Google, Apple, Facebook и Amazon. Сегодняшнее решение аппарата посылает ясный сигнал о том, что США введут меры против тех режимов цифрового налога, которые дискриминируют или обременяют компании США. В рамках статьи 301 начинаются расследования в отношении налогов на цифровые услуги в Австрии, Италии и Турции", - говорится в заявлении Лайтхайзера.
По словам французского министра экономики и финансов Брюно Ле Мэр, такие действия недопустимы. Он сказал, что ЕС готов ответить на пошлины. Французский лидер Эммануэль Макрон отметил, что Франция продолжит отстаивать европейские интересы в сфере цифрового налогообложения.
В не начавшейся войне уже есть первые жертвы. Глава французской LVMH, которой принадлежат марки Christian Dior, Louis Vuitton и Givenchy, Бернар Арно потерял $4,8 млрд из-за риска введения США пошлин на французские товары.
X5: налоги и лояльность
Х5 Retail Group проиграла в суде Федеральной налоговой службе. Инспекция ФНС доначислила компании 1,4 млрд руб. налогов за 2014 год. Оспорить это решение в суде не удалось. Налоговики обратили внимание на то, как прошла реструктуризация Х5, которую ритейлер начал проводить в 2013 г. для упрощения структуры владения бизнесом, и пришла к выводу, что во время одной из сделок в 2013-2014 гг. X5 вывела деньги из России за рубеж, не уплатив с них налог. И фактически создала "механизм перераспределения групповой прибыли без уплаты соответствующих налогов" ни в России, ни за рубежом.
Но что бы ни решил суд, жизнь в компании продолжается, и две ее торговые сети - "Перекресток" и "Карусель" - объединили свои программы лояльности. Теперь владельцы физических и виртуальных карт "Карусели" могут воспользоваться ими в "Перекрестках", и наоборот. Каждая торговая сеть сохранила свой подход к начислению баллов. Так, в "Перекрестке" 1 балл начисляется за каждые 10 рублей в чеке, а в "Карусели" - 10 баллов за каждые 100 рублей. При этом курс списания у обоих брендов одинаковый - 10 баллов соответствуют 1 рублю. В то же время интеграция не затронула купонные активности торговых сетей, опцию "любимая категория" и индивидуальные предложения.
Аптеки проседают в продажах
Аптечные сети демонстрируют падение продаж не только дешевых лекарств, но и биологически активных добавок. За десять месяцев 2019 года объемы реализации этой продукции увеличились только в высокой ценовой категории от 500 рублей. В январе-октябре нынешнего года россияне приобрели в аптеках 265,2 млн упаковок биологически активных добавок. Падение относительно аналогичного показателя прошлого года составило 0,3%. При этом в денежном выражении наблюдается рост 15%.
Руководитель "DSM Group" Сергей Шуляк: тенденция связана с тем, что аптеки отказываются от реализации дешевых биодобавок, поскольку это не в их интересах.
В то же время, по данным DSM Group, граждане тратят больше денег на медикаменты из-за того, что изменилась структура спроса. Такой эффект дало снижение сбыта недорогих лекарств: например, россияне на 21% реже покупают активированный уголь, на 16% уменьшились продажи мукалтина.
Что ещё интересного?
- В Москве растет спрос на торговые площади в стрит-ритейле в удаленных от центра районах. На крупных магистралях уровень вакантных площадей сократился за год на 1,1%, в центральных локациях - увеличился на 1,5% и достиг 3,4%. Меняются и цены в стрит-ритейле: на Кутузовском проспекте верхняя граница стоимости аренды увеличилась на 7% и достигла 80 000 рублей за 1 м² в год, на проспекте Мира на 13%, до 145 000 рублей. Для сравнения, на Тверской улице площади подешевели на 6%, до 160 000 рублей, а на основных пешеходных улицах в центре города ставки остались на уровне прошлого года. Самой дорогой локацией остается Столешников переулок, где ставки достигают 190 000 рублей за 1 м² в год.
- Сеть супермаркетов "Семья" сворачивается в Петрозаводске: с 1 декабря в столице Карелии закрылись сразу несколько магазинов. Похоже, сеть полностью уходит из региона. Ранее в городе прекратили работу супермаркеты Spar - бренд, который, как и "Семья", развивает "Интерторг". Ранее сообщалось, что у компании накопилось долгов на миллиард рублей, в частности, из-за попытки выйти в Московский регион. Однако в "Интерторге" это отрицают. В Петрозаводске на месте супермаркетов "Семья" открываются "Перекрестки".
- Петербургская сеть супермаркетов "Реалъ" откроет кофейни под брендом "Многокофе" внутри собственных магазинов и на арендованных площадях. До конца следующего года торговая сеть намерена открыть до десяти заведений с посадочной зоной и формата навынос. Первое заведение под брендом "Многокофе" было запущено в ноябре.
- Сервис аренды Rentmania и торговая сеть IKEA запустили услугу по аренде мебели. Согласно данным на официальном сайте проекта, клиенты могут арендовать мебель для лофтов, апартаментов, рабочих пространств, выставок и мероприятий. Детали проекта стороны пока не раскрыли.
- В петербургском ТЦ "Невский центр" открылся первый магазин екатеринбургской парфюмерной сети "Золотое яблоко". Магазин пока работает в техническом режиме, его площадь - примерно 1,7 тысяч квадратных метров. До 31 декабря покупатели нового магазина получат скидки до 50% на товары нескольких громких брендов, если воспользуются мобильным приложением или дисконтной картой сети.
- Ассоциация Магазинов Розничной Торговли (АМАРТ) объявила о запуске партнерского онлайн сервиса быстрой доставки продуктов питания Easymart. Проект предполагает открытие складов формата dark store с продуктами повседневного спроса. Первый объект на 150 кв. м и с 1 500 наименованиями продукции откроется в декабре 2019 в Санкт-Петербурге. Цель Easymart до 2025 года - открыть 300 объектов на территории России общей площадью 60 тыс. кв. м. Планируемая выручка каждого объекта должна составить 100 млн руб. в год.
- Несмотря на то, что в целом по США трафик в традиционных магазинах снизился год к году в "Черную пятницу", на ведущих игроках этот тренд не сказался: в сетях Walmart и Target, по мнению аналитиков Wall Street, посещаемость во время распродажи значительно увеличилась. Причиной тому указан широкий ассортимент востребованных в этот период товаров - от елочных игрушек до телевизоров. Именно телевизоры стали самым продаваемым товаром в "Черную пятницу" в США. На втором месте - игрушки.
***
Хорошего дня!
Секретный редактор