Самый первый , древнейший образ Яги это женский вариант тотемного зооморфного или частично зооморфного предка. Как и мужской тотемный предок , она играла важную роль в ритуалах охотничьей магии и в обрядах посвященных почитанию предков. Именно поэтому Баба Яга неразрывно и органично связана с лесом и с миром мертвых. В древнейших вариантах сказок у Яги костяная нога — нога скелета , что говорит о её пребывании и в нашем мире и в мире потустороннем ( одной ногой в могиле). К тому же она является повелительницей ( матерью) зверей. В сказках она управляет волками , и другими животными , так же ей подчиняются и птицы. Это не просто чары лесной колдуньи , Яга мать животных , а они её дети и беспрекословно выполняют полученные приказы. " Где вы есь , серые волки , все бежите и катитесь в едино место и во единой круг , выбирайте промежу собой , который больше , который едреньше за Иваном-царевичем бежать"— скликает Баба Яга зверей в одной северной сказке. К тому же в сказке Баба Яга, описывается как персонаж с гипертрофированными признаками женского пола , у неё огромные груди , и явно подчеркнутые признаки женской физиологии. Мы читаем : " На печи на девятом кирпичи лежит Баба Яга костяная нога , нос в потолок врос , сопли через порог висят , титьки на крюку замотаны , сама зубы точит. Существуют и более откровенные описания , например :" Из избушки выскочила Баба Яга , костяна нога , жопа жилена , манда мылена". Что интересно , при всех преувеличенных признаках пола, Яга не знает брачной жизни. Во всех доступных вариантах сказок она баба и везде баба одинокая , которая при этом является матерью всем животным. Многие исследователи указывали на преувеличенные женские репродуктивные органы Яги , сближающие её образ с «палеолитическими Венерами» каменного века. У Бабы Яги нет равноценного супруга , так же как Гея или другие древнейшие богини она мать, единолично порождающая жизнь.
Такое положение дел говорит о безмерной древности сказочного сюжета , повествующего о тех временах когда продолжение рода мыслилось возможным без участия мужчин. Многие древние богини , как уже было сказано, зачинают детей без мужской помощи. В таком представлении прослеживаются следы матриархата , когда мужчина был вычеркнут из процесса деторождения и обладал гораздо меньшим значением чем в более поздние эпохи. Описание дома Бабы Яги и его непосредственного окружения наполнены архаическими представлениями об устройстве вселенной. Примечательной особенностью служит частокол вокруг дома Яги , увешанный человеческими черепами. Культ предков в древности нередко совмещался с культом черепов, которые считались вместилищами души и силы человека. Нередко покойника после смерти заворачивали в холстину и оставляли в домовине ( маленький домик предназначенный для проведения похоронных обрядов , сравнивается учёными с избой Бабы Яги) пока не истлеет плоть и затем череп отделялся от скелета и водружался на шест , поставленный в особом священном месте. Из таких шестов образовывались частоколы , которые и составляли святилище для поклонения умершим предкам. Дом бабы Яги так же не простой, он на Куриных или скорее курьих ногах. В древности умерших хоронили в домовинах построенных высоко над землей на пнях вековых деревьев с оголенными могучими корнями которые были весьма похожи на куриные ноги. Вход в домовину всегда находился со стороны леса а глухая стена располагалась в сторону села. Так в сказке Иван-царевичу, пришедшему из мира живых приходится при помощи ритуального заклинания , разворачивать избу " к себе передом , к лесу задом" .
По мнению В. Я. Проппа Баба Яга , стоящая на границе миров, служит проводником , позволяющим герою проникнуть в мир мертвых. Отсюда и связь Яги с обрядами инициации. Ученый считал , что образ лесной старухи можно отождествить с образом жрицы , проводившей ритуалы инициации связанные с переходом к взрослой жизни . Если довести эту мысль до логического завершения то получится что жрица в момент обряда исполняла роль Богини Матери , передавая магическую силу и сакральные знания племени неофиту. Таким образом мы можем предположить что Баба Яга есть древнейший прообраз Богини Матери в представлении людей доземледельческой эпохи живших охотой и собирательством. Вечно старая и одинокая , тем ни менее она несет в себе идею материнства , в том виде в котором её представляли себе люди до начала эпохи земледелия. Еще одним доводом в пользу такой трактовки образа Бабы Яги , является тот факт что археологи часто находят статуэтки Богини в виде старухи иногда с хищными птицами. Это говорит о том что в древности богиня представлялась людям и в таком отталкивающее облике . Баба Яга людоед , этот факт неизменно отражен в сказке и вряд ли является более поздним добавлением. Вполне возможно сказка отражает реалии глубокой древности , когда обряды инициации и ритуалы посвященные Богине Матери включали в себя человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм. Возможно , именно поэтому Баба Яга с изменением жизненного уклада древних славян и отменой жестоких ритуальных жертвоприношений , стала резко отрицательным персонажем волшебных сказок. Актуальность обряда исчезла , смысл его был забыт и обрядовое действо, некогда являвшееся залогом выживания племени , стало рассматриваться как нечто ужасное и недопустимое. Как отмечают учёные образ Яги прочно связан со смертью , её костяная нога может говорить о том что она и сама мертвец , являющийся представителем мира предков. Эта особенность так же сближает Ягу с древнейшими представлениями о Богине Матери , связанной как с зарождением жизни так и со смертью , а так же с культом предков.
Баба Яга при всей своей свирепости является дарителем магических предметов и сакральных знаний и этот факт нашел свое отражение в сказке. Герой, прошедший ряд ритуальных испытаний получает от Яги магические предметы, помогающие вызволить царевну . Сходство с ритуалом инициации у первобытных народов налицо. Мальчик в архаичном обществе должен был пройти ряд суровых испытаний , узнать мифологические и магические тайны племени , получить от жреца или жрицы священный предмет утверждающий его статус мужчины и только после этого имел право жениться.
Рассмотрев доступные сведения о женских божествах древних славян мы можем прийти к выводу , что самым архаичным среди женских персонажей славянской мифологии является всем нам хорошо знакомая Баба Яга. Вытесненная из мифов в сказки она осталась в народной памяти , хотя образ её с течением времени претерпел ряд существенных изменений и более поздних дополнений. Поклонялись славяне Матери Сырой Земле как олицетворению сил плодородия природы. Надо отметить , что к моменту принятия христианства эта богиня была так же оттеснена на второй план более агрессивными мужскими божествами. Однако образ её сохранился в виде довольно расплывчатой сакрализации родной земли и всех работ, связанных с земледелием. Сохранилась у славян и персонифицированное женское божество воплотившее в себе древнейшие представления о Богине Матери. . Мокошь являлась женской заступницей и помощницей в нелегком женском труде , а также была связана с миром мертвых , водной стихией и культом плодородия земли.