В нашем классе хорошая традиция. Мы отмечаем День мам.
К последнему воскресенью ноября дети готовят концерт. У нас талантливые дети. Может быть, в учебе они звезд с неба и не хватают, но в душевности, открытости, изобретательности им равных нет.
Дети готовят концерт и дарят нам маленькие подарки. Традиционно - роза есть у каждой мамы. А мамы готовят угощение. Что-то к чаепитию. Можно испечь, можно - купить. И после концерта мы все вперемешку с нашими детьми болтаем, пьем чай, делимся успехами и проблемами. Хорошо. Спасибо нашей классной Анне Николаевне!
Три года назад... Мы только пришли в этот класс. Сашка - озлобленный всклокоченный волчонок. Волчонок, с которым никто не хочет дружить. Об этом вот тут. Никто не хочет сидеть за одной партой. Она пинается, ругается, дерется и плюется. Её зовут только по фамилии. Над ней смеется весь класс. В шестом классе, оказалось, Саша практически не умеет читать. А об этом тут. И тут.
Она не поёт песен, не танцует, не участвует в конкурсах. Она забивается в угол и смотрит на всех враждебно и исподлобья. Она вообще не хотела сюда идти! Чего ей тут делать? Это у них у всех мамы есть. А у Сашки - мамы нет. Сашкина мама умерла полгода назад. Сашка у меня под опекой. И я ей - никто. Чужой человек. Абсолютно никто и звать меня никак. Ну, не то чтоб совсем никак. "Ты мне - не мама!". Тёть Люда.
Я и не претендую на то, чтоб меня называли по-другому...
Она сидит с краешку за общим столом и бурчит себе под нос. Бурчит так, чтобы я точно слышала...
Дети на импровизированной сцене: "Дорогие наши мамы!"
Сашка под нос: " ...и тётя Люда."
(Она в обычной школьной жизни классного руководителя всегда поправляет. Классная: "Передайте мамам, что завтра родительское собрание!"
Сашка: "И тётё Люде?"
Классная: "Дети, скажите своим мамам, что в субботу мы идем в театр, надо сдать на культпоход по 300 рублей".
Сашка: "И тете Люде!"
В итоге в конце четверти классная стала говорить - "Дети! Передайте своим мамам, а ты, Саша, передай ТЁТЕ ЛЮДЕ!")
Дети: "Мы вас очень-очень любим!"
Сашка себе под нос: "Ну и любите. Кто вам не дает".
Вот такой праздничный день... Что мне делать-то? Не ходить на праздники в классе? Сашке НАДО налаживать отношения с классом. Сашке НАДО учиться общаться с людьми. Это в первую очередь - надо УЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ. А с другой стороны - вот сидит она, и ей этот праздник - ножом по сердцу. Не знаю, так уж как сильно она любила свою мать, которая порола ее до синей задницы... Но сам факт: у всех - мамы есть. А у неё - какая-то тёть Люда...
И я не знаю, что делать - МНЕ. Можно прочитать кучу психологической и педагогической литературы. Можно пройти всевозможные школы приемных родителей. Но, как известно, "маленькая практика стоит большой теории". Кажется - вы готовы ко всему, ан нет. Жизнь обязательно найдет возможность поставить вас в известную позу...
Прошло три года. Всего три года...
Моя Сашка стоит на сцене вместе со всеми детьми. Моя Сашка чуть ли не в центре внимания. И я постоянно слышу (наверное, просто мой слух цепляется за то, что мне хочется слышать!) "Саша, иди сюда, я хочу стоять рядом с тобой!", "Саш, помоги!", "Саш, подержи", "Саш, если ты в конкурсе участвуешь, то и я тоже!" И Сашка - как рыба в воде. Она - обычный, домашний ребенок. Она - со всеми.
Дети сняли фильм и показывают нам его. О себе, о своей жизни. О том, как они боятся экзамена. О том, как они ведут себя на уроках. О том, как они дружат после школы. И там, на экране, постоянно мелькает моя Сашка. Вот она в каком-то гриме. Вот она изображает двоечницу. А вот - строгого учителя. Вот она... И вот она... Наверное, каждая мама видит на экране только своего ребенка.
Стихи, сценки, танцы... Песня. Выходят на сцену девочки. И Сашка моя стоит в первом ряду. Самая стройная. Ухоженные чистые волосы заплетены в аккуратную косу. Поднятая голова, расправленные плечи. Открытый, уверенный взгляд, который она больше не прячет по углам.
Моя мама - лучшая на свете,
Она мне, как солнце, в жизни светит
Мама - самый лучший в мире друг,
Как люблю тепло её я рук!
Сашка поёт, смотрит мне в глаза. Сашка поёт - для меня. Сашка улыбается... Мне становится немного стыдно.... Дочура моя.. Сколько родительских лещей выхватила ты за эти три года? От этих самых теплых рук...
Мама, мама, мама моя.
Мама, мама, мама моя...
И мне кажется, что именно Сашкин голос - самый звонкий, самый чистый. Самый любящий. И Сашкин голос, самый громкий и самый звонкий, предательски дрожит... И по щеке её поползла вниз слезинка... И по другой... Не в тоске по прежней жизни, не по прошлому... Она, моя Сашка, вот такая. Очень тонкая. Очень чувствительная... Саша, хрен с ними, с твоими двойками по русскому. И по математике - тоже...
Я смотрю на неё, на мою дочуру, и в горле огромный ком. И у меня уже слёзы выплескиваются через край. Но - нельзя, нельзя! Потому что если я заплачу, заплачет и Сашка. А она - на сцене. А праздник мам - он для всех. Я отворачиваюсь от сцены и тянусь за бутылкой минералки. Налить себе стакан воды, чтоб не разреветься. От чувств-с...
И вижу нашу классную. Которая смотрит на меня, уже попивая воду из стакана. Потому что она - уже плачет...
Ты всегда всё поймёшь и простишь...
Знаю я, ты ночами не спишь,
Потому что ты любишь меня,
Потому что я дочка твоя!
Блин! Блин и едрит Мадрид, САША!!!!
Я люблю тебя. И ты - моя ДОЧКА. И меня за руку берет сидящая рядом мама Оли. Той самой Оли, с которой Сашка три года назад скандалила всю вторую четверть в шестом классе. Конфликтовали так, что мы не вылезали от завучей и педагогов-психологов. А сейчас Сашка и Оля сидят за одной партой. Дружат. Ездят вместе в один лагерь летом. "Мама, мы же на машине, давай сразу заедем за Олей, чтоб они чемодан на маршрутке не тащили..." И мама Оли молча сжимает мне руку.
Допета финальная песня. И весь класс бежит к своим мамам, вручая каждой маме - розу...И Сашка виснет у меня на шее и шепчет:"Знаешь, как я тебя люблю! Песню пела - чуть не расплакалась! Это потому что песня такая хорошая. Я видела, все мамы плакали..."
Все мамы! Я желаю вам только таких слёз. Путь до них был в три с половиной года. Интересно, что это был за путь - подписывайтесь. Не вру. Пишу, как есть. Зачем? Чтобы изменить отношение многих к брошенным детям. К детдомовским детям, которых многие, слишком многие считают и называют ублюдками, выродками, детьми алкашей...
Когда описываю подробно первый год жизни с Сашкой, самой страшно становится: неужели это было? Неужели это было со мной, с моим ребенком?
Было, было! Счастливого конца пока еще нет. Было трудное начало. Очень трудное. Даже возвратить Сашку хотела. Теперь уже не хочу, совсем. Процесс идет ещё...
До восьмого марта не хотела продолжать трудности прошлого, через которые пришлось пройти с Сашкой. Хотелось праздничного настроения. С праздником всех вас, дорогие мои подписчики, и все дорогие мамочки, родные и приемные!
И всем спасибо за зеленый палец. Вам ничего не стоит, а мне приятно.
Новым подписчикам: у меня история приемного ребенка. Трудного ребенка, оставшегося без родителей (папа Юрий Гагарин, мама умерла). Страсти-мордасти в начале канала.