Современный российский киноман при фамилии Баталов тут же вспоминает Гошу из фильма «Москва слезам не верит». Но мало кто знает, что существовал не один актер, а целая династия, подарившая советскому кинематографу немало ярких артистов.
Слесаря Георгия Ивановича в «Москва слезам не верит» играл Алексей Владимирович. А здесь мы расскажем о старшем в роду Баталовых – Николае Петровиче, который приходился упомянутому актеру 70-х дядей по отцу.
Детство и юность
Николай Петрович Баталов (1899-1937) родился в Москве в семье переехавших в город из Ярославской губернии крестьян. Его отец имел коммерческую смекалку, и вскоре стал совладельцем ресторана. Мать была домохозяйкой и воспитывала двух сыновей – Колю и младшего на три года Володю.
Семья была набожной. Поначалу маленький Коля даже мечтал стать священником и гордился тем, что его допустили прислуживать в церкви. Он рос замкнутым мальчиком, мало общался со сверстниками. Единственный, с кем Коля находил общий язык, был его младший брат Владимир. Вместе ребята часто играли в театр.
В 1910 году разбогатевший отец позволил себе отдать сына в Торговую школу им. Александра III. Там мальчик принял участие в школьном спектакле, и понял, что его жизнь неразрывно связана с театром. Отец не препятствовал решению сына, и в 1915 г. Николай поступил в Школу драматического искусства, а через год стал студентом Второй студии МХТ. Вслед за ним в это учебное заведение поступил и его младший брат Владимир, также ставший известным артистом.
Театральная карьера
Дебютировал молодой актер в роли Пети-переплетчика в пьесе З. Гиппиус «Зеленое кольцо». Николаю на то время не было и 17 лет. Позже он попал в труппу Константина Станиславского, который сразу же заметил в юноше, игравшем второстепенные роли, яркий талант.
В первые послереволюционные годы труппа Московского Художественного театра много гастролировала. При этом Николай Баталов был задействован в 15 спектаклях. Будучи совсем молодым, актер женился на коллеге по цеху – Ольге Николаевне Андровской, которую увидел в 1919 г. выступающей в Театре Корша и уговорил перейти к нему в труппу.
В 1923 г. у них родилась дочь Светлана, которая позже тоже стала актрисой театра. Самой запоминающейся ролью Николая Баталова, сыгранной на подмостках МХТ, был Фигаро по пьесе Бомарше (1927).
Карьера в кинематографе
Когда в стране Советов стали снимать фильмы, такой заметный и яркий актер, как Николай Баталов, не мог оставаться в стороне. Он снялся в «Аэлите» — немом кино 1924 года, перевоплотившись в матроса Гусева. Фильм имел успех в СССР. Его даже вывезли на показ за границу, но зарубежные зрители проигнорировали его.
В кинематографе Н. Баталов сыграл в таких работах, как «Мать» (по М. Горькому), где он перевоплотился в Павла Власова, «Жена» (товарищ Антон), «Земля в плену» (земляк главной героини), «Третья Мещанская» (Николай). А когда в СССР появилось звуковое кино, известный актер сыграл главную роль Сергеева в первом таком фильме – «Путевка в жизнь» (1931). Его еще можно видеть в картинах «Горизонт», «Пастух и царь», «Сокровище погибшего корабля» и «Три товарища».
Болезнь и смерть
Год кончины актера – 1937-й – может навести на мысль, что Николай Баталов, как и многие другие, пал жертвой сталинских репрессий. Но это не так. Баталов, наоборот, был обласкан диктатором. Актер заболел туберкулезом еще в 1923 году. Потом он часто и подолгу лечился, и от этого был вынужден прерывать свою работу в театре.
Однажды, в 1935 году, на постановку «Женитьбы Фигаро» в МХТ пришел сам Сталин. Он очень огорчился, что главную роль исполняет дублер, и спросил, почему не вышел на сцену Баталов. Ему ответили, что актер болен. «Что ж, надо его лечить», — сказал тогда «лучший друг всех физкультурников». После этого Баталову обеспечили пребывание в лучших туберкулезных санаториях Закопане (Польша), Северного Кавказа и Италии.
Но с болезнью не мог справиться даже грозный диктатор. Все мы смертны. Актер не дожил месяца до своего 38-летия. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.