Найти тему
Бесконечность

Финансиализация окружающей среды: что может пойти не так?

В 2012 году появился новый термин искусства, "финансиализация природы". Он был быстро освоен. Защитники счетов природного капитала и оценки экосистемных услуг отвечают, что они просто предоставляют информацию и что эта информация имеет решающее значение для защиты экосистем. Абстракции, необходимые для того, чтобы финансовые активы стали пригодными для использования, также делают их непригодными для защиты экосистем.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

Экологическая мотивация для "финансиализации" природы очевидна. Если природный капитал прямо не интегрирован в процесс принятия экономических решений, услуги, получаемые от природы, представляют собой неучтенные выгоды (положительные внешние эффекты), а вред, причиненный им (отрицательные внешние эффекты), - в ходе финансовых и экономических операций. Поскольку природная среда деградирует и разрушается угрожающими темпами, какая бы ценность, которую люди ни приносили природе, очевидно, не преобразуется в сохранение и заботу.

Ряд влиятельных экологов, активистов природоохранной деятельности и корпоративных лидеров выступают за создание и обмен на рынке финансовых "экологических активов". Возникает сомнение и вывод о том, что финансовые рынки - в частности, торговля ценными бумагами, обеспеченными экосистемами, - являются эффективной стратегией сохранения природного капитала. Для того чтобы финансовый актив мог использоваться, он должен быть взаимозаменяемым, то есть быть сопоставимым с другими активами и взаимозаменяемым с ними.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

С точки зрения инвестора, различные финансовые активы (или портфели активов) различаются по узкому набору соответствующих параметров - цене, ожидаемой норме доходности и риску, которые абстрагируются от базовых реальных активов. Напротив, экосистемы не являются взаимозаменяемыми и различаются по многообразию и сложности параметров. Есть утверждение, что эта сложность и проблемы, присущие абстрагированию за ее пределы, создают угрозу для природного капитала и экосистемных услуг, когда они "секьюритизированы" для обеспечения пригодных для торговли финансовых активов. Финансовый актив - это право на поток платежей по доходам. Следовательно, она имеет ценность, которая слабо связана со спецификой базового физического актива. В то время как фундаментальная стоимость финансового актива - поток доходов - в конечном счете зависит от жизнеспособности базового физического актива, его рыночная стоимость определяется в сделках с финансовым активом и может отличаться от фундаментальной стоимости. Крайним примером последствий такого расхождения является финансовый кризис, вызванный обвалом рынка субстандартной ипотеки.

Секьюритизация экосистемных услуг приведет к упрощению и деградации экосистем. Как и земля, труд и деньги, отношение к экосистемным услугам как к товарам, в отличие от фактов, приводит к искаженным результатам. Секьюритизация создает мощные стимулы для максимизации производства товарных услуг в ущерб более широкой экосистемной функции и некомодифицируемым услугам, а также для обеспечения местных экосистемных средств к существованию. Экосистемы пострадали и будут страдать от этой динамики в прошлом.

Для природного капитала вопрос заключается в том, насколько хорошо характеристики финансовых активов отражают стоимость базового природного актива. Если целью является сохранение природного капитала, то, как утверждают сторонники оценки экосистемных услуг, первостепенный интерес заключается в сохранении экосистемной функции. Когда вместо этого предпочтение отдается стремлению инвестора к высокой и надежной доходности, как это делают финансовые рынки, по своей сути, это создает стимулы для максимизации предоставления экосистемных услуг, приносящих наибольшие и наиболее стабильные платежи. Как правило, это будет происходить за счет других экосистемных потоков, как тех, которые оцениваются людьми (но не коммерциализируются), так и тех, которые не оцениваются людьми.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

Таким образом, экосистемы находятся под давлением экономической деятельности. Это привело к попыткам определить денежную оценку природы (стоимость), с тем чтобы подчеркнуть, что теряется при деградации экосистем. В свою очередь, оценка, вероятно, поощряет создание экологически чистых товаров и финансовых активов, которые отражают стоимость экосистемных услуг. Однако это редко уместно. Почти все экосистемные услуги зависят от местных условий и поэтому не поддаются грибковому воздействию. Создание торгового финансового актива поощряет расширение узкого набора экосистемных услуг в ущерб более широкой экосистемной функции.

Был найден один случай, когда новый финансовый инструмент может помочь защитить экосистемы. Это означает, что может быть получено коммерческое разрешение на оказание неспецифического давления на экосистемы, если такое давление не связано с прямой деятельностью компании, правительства или другого субъекта хозяйствования. Единственными примерами, которые можно назвать, являются продаваемые разрешения на выбросы широкодисперсных газов, таких как оксиды серы (SOx) и диоксид углерода (CO2). Торговые кредиты на цели сохранения биоразнообразия или смягчения последствий изменения климата не подпадают под эту рубрику. Социально ответственное инвестирование (СОИ) может способствовать снижению вреда в тех случаях, когда экосистемы уже эксплуатируются.