В последние годы настоящим бестселлером романтической прозы стало сочинение Мари-Мадлен де Ла Файет «Принцесса Клевская», повествующее о любовной драме, разворачивающейся в высших кругах общества времен Генриха II. С момента выхода роман активно обсуждался общественностью, но критики не сразу смогли оценить его по достоинству и разнесли в пух и прах за неестественность.
Но кто же такая Мари-Мадлен де Ла Файет? Что мы знаем об авторе столь глубокого, пронизанного атмосферой чувственности и тонкого психологизма, произведения?
Сейчас Мари-Мадлен ведет скромный, уединенный образ жизни, посвящая всю себя заботе о грядущей старости. Но так было не всегда.
Мари-Мадлен, в девичестве де Ла Вернь, не отличалась таким уж знатным происхождением, но воспитывалась в обеспеченной семье интеллектуалов, любящих и ценящих искусство и литературу. Однако не для кого не является секретом, что семье де Ла Вернь покровительствовал сам кардинал Ришелье.
Когда девушка была подростком, ее отец умер, а сама она стала фрейлиной Анны Австрийской. Мари-Мадлен, как придворной особе, необходимо было получить хорошее образование. Так она занялась изучением языков и литературы, беря уроки на дому у самого Менажа. Конечно, в то время Менаж не обладал особым влиянием в литературной среде и был обычным незадачливым юристом.
Через год после смерти отца мать Мари-Мадлен во второй раз вышла замуж, и на этот раз ее муж оказался более благородных кровей. Такое стечение обстоятельств послужило началом многолетней дружбы между девушкой и знатной родственницей ее отчима – мадам де Савенье.
Очевидно, что в их дружбе ведущую роль занимала мадам де Савенье. Более опытная, более привлекательная, жизнерадостная и энергичная, она вызывала искреннее восхищение у молодой девушки, а Мари-Мадлен в свою очередь очень выгодно ее оттеняла.
Тогда же, в процессе обучения литературе и латыни, Мари-Мадлен постепенно сблизилась со своим учителем. Неудивительно, что первоначально Менаж увлекся ее более темпераментной подругой – мадам де Савенье, но очень скоро он обнаружил в себе чувства к своей кроткой, юной ученице. На тот момент Менажу уже было тридцать восемь лет. Вместе они прогуливались по окрестностям города, обсуждали поэзию и прозу, зачитывали друг другу отрывки своих произведений. В то время Менаж уже окончательно оставил юридическую профессию и посвятил всего себя посещению литературных салонов. Благодаря его влиянию в этих кругах, Мари-Мадлен стала вхожа в самые элитные салоны Парижа.
В 21 год Мари-Мадлен де Ла Вернь вышла замуж за графа де Ла Файета. До сих пор никто из ее окружения не может с точностью сказать, что толкнуло ее на этот поступок. Конечно, Жан-Франсуа де Ла Файет обладал исключительно знатным происхождением, но за душой у него не было ни гроша. Мало того, он также не отличался ни красотой, ни умом, был вдов и намного старше своей жены. Супруги фактически жили раздельно: Мари-Мадлен в Париже, ее муж – в своих семейных владениях в провинции. Очень скоро о графе де Ла Файете совсем перестали говорить в светских кругах, так, будто его никогда и не существовало. Зато все с превеликим удовольствием обсуждали писательницу, добивавшуюся все новых и новых успехов на литературном поприще.
Невозможно было бы скрыть тот факт, что жизнь Мари-Мадлен кардинально изменилась со дня встречи с герцогом де Ларошфуко. Творчество писателя вызывало у нее настолько сильное восхищение, что она даже в некоторой степени копировала его авторский стиль и приемы. Но, как известно, герцог был славен не только своими выдающимися произведениями, но и многочисленными любовными интригами. Свидетели событий отмечают, что первое время Мари-Мадлен буквально преследовала де Ларошфуко, стремилась посетить те мероприятия, на которых присутствовал он, одолевала его своим вниманием. Очень скоро такое поведение писательницы возымело необходимый эффект, и коллеги по перу сблизились. Насколько сблизились? Сложно сказать. Но Менажу, терзаемому ревностью к новому увлечению Мари-Мадлен настолько сильно, что он даже разорвал с ней всякие отношения, сказать было бы легко.
Если вы спросите Мари-Мадлен де Ла Файет, что ее связывает с герцогом де Ларошфуко, она всенепременно ответит вам, что это исключительно дружба. Но, конечно, в обществе ходят различные пересуды…
Мы решили узнать мнение мадам де Савенье, подруги Мари-Мадлен по этому вопросу. Ее ответ был однозначен: «Ничто не может сравниться с уверенностью и очарованием их дружбы». Но мы-то с вами знаем, что дыма без огня не бывает. Ой, не бывает.