РУБРИКА «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого в ВКонтакте:
Александр Николаевич Башлачёв, или в народе просто Сашбаш - один из самых талантливых и самобытных русских поэтов ХХ века. Владимир Высоцкий оказал на его личность и творчество очень сильное влияние. Для Сашбаша, как и для многих рок-музыкантов 80-х годов, он был не только Учителем, но и «отцом русского рока». Имя Владимира Высоцкого для наших рокеров уже тогда было на одном уровне с Джоном Ленноном.
Песня Александра Башлачёва «Триптих. Слушая Высоцкого» является одним из лучших посвящений Владимиру Семёновичу. Оно очень интересно большим количество отсылок к отдельным строкам из песен великого поэта и даже его актёрских реплик, например, в образе Гамлета, переходящих в собственные интереснейшие творческие находки, авторские перифразы. Вот отрывок из «Триптиха», концовка громадного произведения:
Только что тут гадать? Высоко до небес.
Да рукою подать до земли, чтоб месить тили-тесто.
Если ты ставишь крест на стране всех чудес,
Значит, ты для креста выбрал самое верное место.
А наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие, как на часах часовые.
Но отражается небо во мне и в тебе
И во имя имен пусть живых не оставят живые.
В общем, места в землянке хватает на всех.
А что просим? Да мира и милости к нашему дому!
И несется сквозь тучи забористый смех:
- Быть - не быть? В чем вопрос, если быть не могло по-другому!
Н видео - Александр Башлачёв исполняет своё посвящение Владимиру Высоцкому
"И РЕЖУТ В КРОВЬ СВОИ БОСЫЕ ДУШИ…"
Судьбы Высоцкого и Башлачёва, на первый взгляд, не очень похожи. Высоцкий при жизни имел невероятную славу, он много раз бывал за границей, его женой стала одна из самых завидных невест Европы – французская актриса Марина Влади, среди его друзей были знаменитейшие люди своего времени, как, например, Андрей Тарковский или Михаил Барышников. Башлачёв никогда не собирал большие залы или стадионы, не был близко знаком с представителями столичной богемы, умер почти безызвестным. Но это только внешняя сторона медали, так сказать, жизнь на публику. А если копнуть чуть глубже, сходства на лицо – и в судьбах, а уж тем более в поэзии.
Жизни обоих, как ни крути, были очень трагичными. Владимир Высоцкий сгорел, изжил себя к 42 годам. И в этом виноваты не только алкоголь и наркотики как таковые. В основе всего был чудовищно стремительный, безжалостный ритм жизни, который задал себе Высоцкий, плюс ко всему с неимоверными творческими нагрузками. Ни для кого не секрет, что большую часть своих стихов великий поэт написал ночью, так как днём просто не было времени. Как рассказывала Марина Влади, спал её муж всего лишь четыре часа в сутки. У Александра Башлачёва сложилось всё ещё более стремительно и страшно. По сравнению с ним Высоцкий со своими сорока двумя ещё долгожитель. Сашбаш ушёл в 27, в роковой возраст для многих рок-музыкантов. Какая-то совершенно нелепая, глупая и от того ещё более страшная смерть – выпал из окна. Не исключено, что и здесь сыграла роль зависимость – алкоголическая. Хотя официальная версия – самоубийство, на фоне тяжёлой депрессии.
Задавал ли себе Башлачёв такой же бешеный темп в жизни, как Высоцкий, предположить трудно. Нужно спрашивать лично у знакомых и родных. Но точно можно сказать, что поистине гениальных поэтических произведений для своей короткой жизни Башлачёв написал действительно немало. В общем число стихов Башлачёва, часто очень длинных - около сотни. О невероятной творческой плодовитости Высоцкого и вовсе можно слагать легенды – он написал более семисот пятидесяти поэтических текстов, среди которых также поразительно большое число истинных шедевров.
Также стоит отметить, что и Высоцкий, и несколькими годами позже Башлачёв много писали и пели о простом русском народе и о том, о чём писать тогда было строго запрещено, о том, что люди говорили друг другу в основном в пределах кухни. Для простого народа они всегда были «своими в доску» - просто Володя, просто Сашбаш.
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ ИЛИ ПЕНИЕ ДУШИ?
Ещё одно поразительное сходство – исполнение «навзрыд». То, как исполнял свои песни Владимир Семёнович – общеизвестно! Некоторые исследователи даже выделяют «изобретённый» Высоцким способ пения чуть ли не как отдельный исполнительский жанр – пение «на надрыве». Ярчайшими примерами являются «Кони привередливые», «Райские яблоки», «Купола Российские», «Охота на волков», «Як-истребитель» и другие. По воспоминаниям друзей, у Высоцкого часто болело горло – именно от перенапряжения связок.
Казалось бы, несмотря на беспокойную выразительность, а иногда и «выкрики» в песнях Башлачёва, вроде бы он поёт значительно поспокойнее Владимир Семёновича. Но вот цитата об Александре Башлачёве, из материала игумена Нектария, который общался с людьми, знавшими лично поэта.. Его материал опубликован на информационно-аналитическом портале "Воцерковление. Ру": «Рассказывают, что после «домашних» концертов его гитара часто «краснела»: он сбивал пальцы о струны в кровь. И еще рассказывают, что, выступая, он плакал. Кто-то потом спрашивал: почему? Какие тут нужны объяснения: в кровь он сбивал не только пальцы, но и душу.».
Один – срывал голос, второй – стирал пальцы. Оба – рвали душу. «Душа нараспашку», «оголённые нервы», «игра на разрыв аорты» - это всё на 150 процентов и о Высоцком, и о Башлачёве.
А вот ещё одна объединяющая черта двух поэтов как исполнителей. Однажды моя хорошая знакомая, очень увлечённая поэзией, сказала, что «поёт Башлачёв, конечно, ужасно… кстати, так же, как и Высоцкий». Да и вообще от многих в жизни приходилось слышать, что их исполнение – не более чем «гудение под гитару». Возможно, с точки зрения профессионального вокала оно так и есть. У обоих не было голоса в привычном понимании, они никогда и не претендовали на звание серьёзных вокалистов. Здесь было другое – крик души, пение каким-то иным «голосом», который нисходит к Поэтам, кажется, откуда-то свыше.
И лично для меня исполнение Высоцкого всегда было нереальным и неподражаемым, внеземным каким-то. Есть хорошие исполнители песен Владимира Семёновича, есть даже с отменным вокалом! Но всё равно «не то!». Как исполнитель своих песен меня за душу берёт и Башлачёв, он понимает «как надо», как правильно донести свою великолепную поэзию.
Да и если говорить на чистоту, многие музыкальные критики вообще говорят о том, что Высоцкий – бард во вторую очередь, а из Башлачёва – рок – музыкант «с натяжкой». Они – большие поэты, а гитара только средство для донесения своих мыслей, для пущей выразительности, если хотите, более лёгкого «усвоения» текстов аудиторией. Если песни Высоцкого подходят под общее понимание жанра «песня», то многие вещи Башлачёва скорее просто стихи под гитарный ритм. Что-то близкое к мелодекламации. К слову, и Владимир Семёнович тоже часто говорил о своих песнях именно как о поэзии под ритм гитары, именовал себя «поющим поэтом». А ещё интересно отметить, что некоторые песни как Высоцкого, так и Башлачёва напоминают собой практически поэмы, настолько они громоздкие и непривычные для общего песенного хронометража.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)