Сердцу каждого из нас близок и дорог свой город, родной край.
Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнить родную сторонку, любимый город, знакомую улицу, друзей детства...
Эта статья посвящена нашему городу - Краснодару, которому в 1993 г. исполнилось 200 лет.
Она предназначена для учителей и учащихся общеобразовательных школ в качестве учебного пособия по краеведению.
Краеведение — это всестороннее изучение определенной части страны. края, района, города или другого населенного пункта, а также отдельных природных, хозяйственных объектов и объектов культуры, в своей основе краеведение является комплексом естественных и общественно-научных исследований, в тесной их взаимосвязи и в связи теории с практикой.
Значение школьного краеведения огромно.
Выпускники школ должны всесторонне знать местные природные условия, экономику, историю, быт и культуру своего города, района, чтобы сознательно выбрать будущую профессию и определить свое место в жизни.
Краснодар выделяется среди всех городов России как один из самых южных и процветающих, с теплым, благодатным климатом, с зелеными парками, садами, скверами.
С первых весенних месяцев и до глубокой осени на его улицах много цветов. А на рынках - обилие овощей и фруктов.
Краснодар - центр большого хлебородного края.
Это и крупный индустриальный, транспортный, культурный научный центр Северного Кавказа.
Трудами наших предков в нем создано свыше 100 промышленных, строительных, предприятий, десятки транспортных и иных преднаучно-исследовательских и проектных институтов, ряд крупных вузов, учреждений здравоохранения, туризма, спорта.
Приводимые в статье сведения о различных сторонах природы и хозяйства города, нельзя рассматривать как раз и навсегда данные, незыблемые.
Жизнь стремительно меняется, особенно в наше беспокойное время. Школьным краеведам предстоит все время совершенствовать свои знания, обновлять их.
Да и главная задача школьного краеведения заключается не в том, чтобы только использовать на уроках готовые материалы.
Школьное краеведение по самой своей сути — «ведать свой край» - должно заключать в себе черты научного исследования, иметь творческий характер.
Краеведы - это беспокойное, ищущее племя.
Им надо знать и прошлое, и настоящее, и хочется заглянуть в будущее.
Формы и методы краеведческой работы в школе бесконечно разнообразны.
Знакомясь под руководством учителя, главным образом во внеклассное время (в кружках, на экскурсиях, в походах, при встречах с интересными людьми) с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим своего района, учащиеся могут и должны сами собирать различные материалы, например, в форме коллекций предметов, старых книг, вырезок из газет, фотоснимков, затем их обрабатывать, оформлять альбомы и использовать их на уроках, на вечерах и т. д
Центром краеведческой работы в школе обычно служи краеведческий уголок или Музей с отделами природы, истории, экономики и культуры. Экспонаты музея тоже могут быть использованы на уроках.
Учеба с широким использованием конкретного местного материала способствует по повышению качества знаний, помогает развивать творческое мышление, сознательное активное отношение к окружающей действительности.
В настоящее время в нашей стране, в том числе и в Краснодаре, совершается коренное революционное преобразование всех сторон Жизни.
Юным гражданам, которые находятся на школьной скамье, предстоит непосредственно участвовать в этой ответственной работе. Поэтому они должны знать проблемы и перспективы развития своего города.
Город - это не случайное скопление большого количества людей, жилых зданий, промышленных, транспортных объектов, памятников истории и архитектуры.
Город- это сложный целостный комплекс, как бы живой организм. Он тесно связан с историей, и с экономикой края и страны, и с географической средой.
Он зависит от них и в то же время сам влияет на них.
Внутри самого города тоже складываются закономерные связи между его составными частями между населением, промышленным транспортными предприятиями, научными и культурно-бытовыми учреждениями.
Любой городской объект, его назначение, функционирование и современное состояние не могут быть правильно понять, если их рассматривать в отрыве от внешних и внутригородских связей и в отрыве от истории.
3а Двухсотлетнею историю Краснодара в нем накоплено много материальных и культурных ценностей.
Это сильно изменило быт населения и первоначальную среду обитания и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.
Вокруг нас существует много различных проблем.
Поэтому юные краеведы не могут, не должны ограничиться только сбором и накоплением конкретных фактов о современном состоянии природы, хозяйства, памятников истории культуры, очень важно высказывать открыть свои собственные предложения по решению имеющихся проблем, стремиться искать пути наиболее разумного использования, сохранения и приумножения всего того, что досталось нам от предыдущих поколений.
Ради истины следует сказать, что в критическом состоянии находится природа не только нашего города, нашей страны, но и всей планеты.
Человечеству угрожают также глобальные несчастья, как потепление климата, озонные дыры, кислородное голодание и другие.
Наше будущее поставлено на карту: быть или не быть?
Любой человек ныне должен быть патриотом не только своего города, своей страны, но и патриотом планеты Земля.
Ведь наша земля подобна гигантскому кораблю во вселенной, и все мы — пассажиры на ней.