Когда читаешь письма Горького, хорошо видно, что он особенно любил или не любил. К примеру, легко заметить, что он терпеть не мог либералов (точнее, то, что тогда подразумевали под этим словом).
"Вообще я сражаюсь с Орловской. Это дама интеллигентная, либеральная, умная, как свинья, и вообще – сволочь" (Л.В. Средину, 25 августа 1900).
"В прекрасной нашей квартире великолепные лампы и - полное отсутствие мебели, комнаты пустые, точно головы либералов" (Е.П. Пешковой, 14 октября 1904).
Это, в сущности, мелкие шпильки. Но в переписке с Леонидом Андреевым, писателем, которого Горький считал своим другом и с которым был откровеннее, чем с остальными адресатами, он выражается гораздо более резко.
"Дорогой мой юморист -
третий день я живу здесь и занимаюсь наблюдениями над либералом, пытаясь уяснить себе - где, собственно, кончается либерал и откуда начинается в нем старший дворник? И почему, когда он часто произносит слово "конституция" - оно начинает у него звучать подобно "кутузке"?" (Л.Н. Андрееву, 6 ноября 1904).
И в том же письме:
"…мне неохота быть похожим на либерала, который только и думает... как бы половчее предать родину свою лицам, купить ее желающим? Если тебе обидно слово - предать, я могу заменить его другим - продать. Я сговорчив и скромен".
Но и это еще не все, потому что дальше Горький прибавляет:
"О, друг мой! Как бы я желал видеть либералов покойниками! Это была бы самая приличная и спокойная партия, - прости за каламбур, есть вещи и тяжелее его".
Через месяц Горький пишет Андрееву послание, в котором есть, к примеру, следующие шуточные вирши:
"О, если бы я был вагоном
Или хотя бы - немцем в оном!
Я бы умчался на тот свет
От либералов и газет!
Вообще - стихи можно писать на разные темы и без всякого сострадания к читателю, - это мое глубокое убеждение!" (Л.Н. Андреву, 5 или 6 декабря 1904).
И продолжает:
"Ты, м(ожет) б(ыть), желал бы, чтоб я писал серьезно.
Нет! Не могу. Теперь всё серьезное - стало дешево и засижено либералами. Нет ни одного понятия, ни одной идеи, на которых бы не сидели либералы за последнее время, и вся мебель души смята и - стала скверно пахнуть".
Свое отношение к либералам Горький резюмирует в еще одном письме к тому же адресату:
"Главное, неприятное и даже отвратительное - это люди либеральных убеждений. Человек либеральных убеждений - это средина туловища, включительно с той его частью, которую, живя в культурной стране, я не решусь назвать вслух" (Л.Н. Андрееву, около 5(18) марта 1906).
Отношение Горького к либералам не изменилось и тогда, когда он писал роман "Жизнь Клима Самгина". Конечно, там нет пассажа про "средину туловища", но само слово упоминается исключительно в негативном контексте.
"— Либеральные старички в журналах все еще стонут и шепчут: так жить нельзя, а наше поколение уже решило вопрос, как и для чего надо жить".
"…постукав кулаком по «Русским ведомостям», заявил:
— На медные деньги либерализма в наше время не проживешь".
"— Ты, Клим, рассуждаешь, как престарелый либерал".
"Либерал, а — чего добиваются либералы? Права быть консерваторами. Думают, что это не заметно в них! А ведь добьются своего, — как думаешь?
— Возможно, — согласился Самгин".
И вишенкой на торте:
"Унылое зрелище являет собою русский либерал. А Государственная дума наша — любительский спектакль" ("Жизнь Клима Самгина").
(Фото частично найдены в интернете, частично взяты из моего жж).