Найти тему

Белый храм Ват Ронг Кхун

Оглавление

Хэндмэйд по-тайски: самый белоснежный храм в мире. Его автор и спонсор строительства – это один-единственный человек.

Белый храм Ват Ронг Кхун на севере Таиланда.
Белый храм Ват Ронг Кхун на севере Таиланда.

Это далеко не самый древний и большой храм Таиланда, и сюда не тянутся толпы паломников. Он, по большому счёту, ещё даже не достроен. Тем не менее, Ват Ронг Кхун, или Белый храм, – одна из главных туристических достопримечательностей королевства.

Второе название храма произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение. Других таких в Таиланде нет.

Другая особенность Ват Ронг Кхуна – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

И белоснежности, и необычному для религиозных построек эклектизму Белый храм обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Костпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Костпипат и сам одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано только им и построено исключительно на его личные деньги.

Автор Белого храма таиландский художник Чарлемчай Коситпипат.
Автор Белого храма таиландский художник Чарлемчай Коситпипат.

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, он решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Костпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Костпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Одно из зданий храмового комплекса Ват Ронг Кхун.
Одно из зданий храмового комплекса Ват Ронг Кхун.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены. Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Костпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Цветовое решение Белого храма имеет символическое значение.
Цветовое решение Белого храма имеет символическое значение.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения и главенство духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и фотографов.

Убосот – главное здание Ват Ронг Кхуна.
Убосот – главное здание Ват Ронг Кхуна.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.

Символическое изображение человеческих страстей.
Символическое изображение человеческих страстей.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Ведущий к убосоту мост.
Ведущий к убосоту мост.

Внутри убосот украшает авторская настенная живопись, за которую Чарлемчай Костпипат неоднократно подвергался критике со стороны традиционалистов. Дело в том, что в оформлении храма художник дал волю своей фантазии и отправил каноны буддийской иконографии в безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи он в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры.

Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.

Весь покрытый золотом, абсолютно весь... туалет. Единственная не белая постройка Белого храма.
Весь покрытый золотом, абсолютно весь... туалет. Единственная не белая постройка Белого храма.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой... туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Советы туристам

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка на такси займёт минут двадцать, на общественном транспорте (маршрутке) – около получаса, но обойдётся дешевле.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно неприлично будут выглядеть оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Костпипата, которые продаются в галерее при храме.

Ещё одно фото моста перед входом в храм.
Ещё одно фото моста перед входом в храм.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусам. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам. Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться. Впереди ещё много интересного!

Оцените также наш Instagram, где мы выкладываем самые лучшие фото и видео со всего мира.

Спасибо и до встречи!