На прошлой неделе у всех на устах была «чёрная пятница», которая являет собой старт новогодних скидок и сумасшедших распродаж по всему миру. То есть тот случай, когда можно ухватить что-то по скидке, хотя очень часто потом оказывается, что скидка мнительная и всего лишь нормальная цена того или иного продукта просто без накрутки перед сим событием.
Вот и у нас матч между двумя принципиальными соперниками оказался вполне рядовым событием без спецэффектов и реализации завышенных ожиданий от игры обоих команд, показавшим вполне себе обычную игру, хотя в определенный момент феерично валидольную. Но это уже золотой фонд питерского футбола, но каждый раз как в первый. Это всё было напряженно в плане общей атмосферы, но увы не по количеству моментов, которые бы сделали эту игру яркой.
А также этот матч теперь будет обсуждаться не в контексте игры, а в контексте «кто кому какое пенальти не дал», надо только песню будет включить о том, что «хочешь дам, хочешь дам чо ты хошь», только везде поставить частицу «не». Вот поэтому после подобных игр очень сложно писать обзоры. Минимальный счёт, максимальный разбор не игры, а то, в чью сторону «скидок» было больше, а в чью так, пара процентиков и хватит.
Но давайте перейдем к делу. Состав словно в классической рецептуре, кроме имени, удившего, наверное, даже Сатану – Олег Шатов снова отправлялся пакостничать на правый фланг. Несмотря на прекрасное выступление в прошлой игре на этой позиции Кузяева. Как сказал дядь Серёжа, у Далера травма, хотя кажется мне, что, как и кудряшку Юрку Жиркова просто поберегли против московских головорезов. Ибо мы вполне себе знаем, что они делают с подверженными повреждениям футболистов, одного вон уже скоро, как 2 года не можем вылечить. Поэтому как бы я не ругалась на Олежу, но если тренерский штаб двигали подобные мотивы, то я готова, немного прикрыть глаза рукой на его игру и кинуть в жерло вулкана.
Первый тайм это некий питерский затаившийся дракон. Команды пока до конца не разобрали, как играть против Спартака Тедеско, поэтому предпочитают начинать игры с прощупывания эпизодов, но делают это аккуратно, оставляя приличное количество футболистов на своей стороне поля, чтобы избежать контратаки соперника. Первые 20 минут Зенит играл в «найди замыкание» и прощупывал метр за метром поле, чтобы найти место, где заискрит. Навесы, проходы низом, дуэтные комбинации, скоростные подключения из-за спин игроков соперника, попеременные включения игроков различных зон для более гибкой схемы. Самыми активными получались сочетания Оздоев – Дзюба, Дриусси – Дзюба, Дзюба – Караваев. Также кроме них Сантос иногда уходил в центральную зону варьировав свой функционал атакующими действиями, и как в прошлом матче с поддержкой Барриоса за спиной, чтобы не думать о своей «первой» зоне.
Также питерцы использовали короткие и средние передачи, позволяющие снять процент брака при длинной передаче партнеру, а также снизить риск перехвата, активно бороздящими свободные зоны спартаковцами, умеющие поставить небольшой прессинг. Это приводило к успеху, так как Ларссон и Понсе были выключены из атакующих действий, а Спартак отыгрывал большую часть тайма в обороне.
Самыми яркими эпизодами в тайме стали два эпизода с использованием системы видеонаблюдения (VAR) и момент с голом на 21 минуте.
Первый VAR – это 8 минута матча и требования пенальти со стороны Зенита в ворота Спартака. При розыгрыше момента после удара Азмуном по воротам головой, мяч якобы попадает в руку Жиго, но Мешков, главный арбитр встречи, после переговоров с ассистентами принимает решение не ставить пенальти. И на моё скромное мнение, которое давненько не проплывало в обзорах – по новым трактовкам ничего там ставить не надо было, хотя эпизод действительно спорный.
Гол на 21 минуте – зенитовские игроки разыграли на троих: Караваев выиграл подбор на правом фланге, отправил мяч на Магомеда Оздоева, тот, будучи в свободной позиции навесил на Дзюбу и тот без промедления пробил головой. Максименко отбил в суматохе мяч и вроде эпизод исчерпан, но на слёзы московских берёз, перед ним вырос пенёк в виде Кутепова, который принял мяч на себя в падении, и снаряд от его ноги залетает в ворота. Стоит отметить, что вратарь Спартака вытаскивал мяч из ворот кончиками пальцев, но не хватило буквально сантиметров, и Зенит забивает гол. Как потом окажется, единственный в этой встрече.
Второй VAR – это 31 минута матча, когда Дриусси сошёлся в борьбе с Романом Зобниным, и мяч отскочил в руку второму. Это всё происходило в штрафной Спартака, как и в эпизоде с Жиго, поэтому опять вздымились гривы питерских львов и бросились на арбитра прося пенальти. Мешков опять поступил в стиле «первый, первый, я орёл» и подключил функцию «звонок другу» в аппаратную, которая посмотрев повтор, вынесла вердикт – пенальти нет, орёл может лететь. И я с ними абсолютно солидарна.
Первый тайм закончился игровым и психологическим преимуществом Зенита. Они нейтрализовали атаки соперника «на корню», и позволяли создавать некую видимость игры, только если сами ошибались, хотя стоит отметить, что московская команда неплохо разобрала хозяев по ключевым игрокам, и знала где применять прессинг и искать свободные зоны – на правом фланге. Шатов был невзрачен настолько, что быстрее совы заговорят по-человечески, чем Олег снова начнёт качественно закрывать свою позицию, и не быть на поле лишь фамилией в заявке. Семак представил нам компактную игру с вариациями на тему гибкости и акробатики схемы с различными комбинациями игроков, что позволяло больше запутывать соперника.
Второй тайм хочется начать цитатой одного известного литературного произведения – «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город….». Ведь всё, чего боялись питерские болельщики начало происходить буквально с первых минут второй половины встречи.
Спартак совершил перестановку, в которой вместо Кутепова на поле вышел Мельгарехо, и московская команда буквально понеслась вперёд. В течении 4 минут абсолютное владение мячом, и попытка создать эпизод. А на 49 минуте свершилось поистине буря в виде удаления Оздоева, за то, что он пошёл в борьбу в воздухе, якобы нарочно играя кистью вальс по лицу Ларссона. Сколько бы я не смотрела этот момент в течение дня матча, вчерашнего дня и сегодняшнего, моё мнение неукоснительно однозначно - нарушения не было, карточки соответственно тоже. Обычная верховая борьба, в которую Магомед шёл отталкиваясь для баланса в прыжке руками. Если вы умеете прыгать постойки смирно на такую высоту, то ваше счастье, а ещё умение один на миллион.
Споров насчёт этого момента множество. Даже болельщики Зенита разошлись во мнениях, выбирая наказание Магомеду, или его отсутствие. Есть даже подобное трактования, что первого нарушения за срыв атаки не было – на 15 минуте матча, и соответственно первой жёлтой карточки, а второе было, и карточка быть должна. Я считаю, что наоборот, но повторюсь, это моё скромное мнение.
Вернёмся к игре, и поймем, что желтый на желтый даёт красный вопреки урокам рисования, и Зенит остался в меньшинстве. И в последующие пятнадцать – двадцать минут после произошедшего стало тяжело. Спартак до 60 минуты сумел создать два опасных момента: сначала Мельгарехо с левого фланга сделал отличный пас в центр штрафной на Ларссона, вышедшему один на один с Михаилом Кержаковым, но тут был максимально внимателен и сумел предотвратить эпизод, а затем Понсе выиграл верховую борьбу у Ярослава Ракицкого и пробил в дальний угол ворот, но мяч попал в штангу.
Также московская команда за это время заработала и реализовала четыре угловых удара, но которые, к счастью питерцев ничего не принесли сопернику, благодаря отличной верховой игре Ивановича, подоспевшего со своим ростом Дзюбы и Ракицким. И следствием такого игрового преимущества стали поистине неприятные цифры статистики по ходу тайма в компоненте владения мячом: 14% на 86%. Крайне удручающие, но вполне объяснимые – Зенит стал перестраиваться для полноценной обороны благодаря заменам, но чтобы сделать это максимально без пропущенных голов нужно было сыграть даже не третьим, а четвертым номером на поле.
На 56 минуте выходит Ерохин вместо Шатова, а на 63 минуте Сутормин меняет Сердара Азмуна. Довольно тревожные в плане хода игры замены, оказываются счастливым билетом Семака и компании для сдерживания соперника. Второй так вообще провёл в стане зенитовского клуба свой пока лучший матч. И накрывал соперника, и успевал помогать Караваеву на фланге отбирая мяч, и активно перестраиваясь по позициям для нейтрализации прохода красно - белых в свою штрафную, плюс отлично работает корпусом закрывая мяч и отодвигая соперника.
После выхода Алексея игра хозяев стала возвращаться в привычное русло, хоть и под эгидой «автобуса». А положа руку на сердце, вы бы стали играть в открытый футбол с выходом калинкой-малинкой к чужим воротам принципиального соперника, чтобы пожертвовать небольшим преимуществом в один мяч? Если вы хоть чуточку грешите тщеславием, то ответ нет. Вот и питерская команда встала в защитные редуты.
Постепенно Караваев, Дзюба, Дриусси стали немного проходить по флангам, чтобы разгружать оборонительные линии, иначе под таким невозможным прессингом нельзя было долго держаться, даже, несмотря на всю самоотверженность. Они не закончились ничем выдающимся, но все, же послужили хорошими «звоночками», что Зенит перестроился и готов к последнему бою.
На 76 минуте при очередном героическом забеге до ворот московских товарищей случился момент, который снова позвал выйти во двор нашего любимчика – VAR. Ларссон с правой стороны прорвался в штрафную и выполнял прострел, который в подкате заблокировал Ракицкий, и якобы, по мнению московских островидящих, сыграл рукой для нейтрализации момента. Господа и дамы, если смотреть повтор полностью, а не только где мяч и рука по одной линии, то можно увидеть, что мяч при подкате Ярослава сначала попадает ему в ногу, а затем по траектории прокатывается мимо руки. Момент исчерпан, пенальти не было, о чём снова сказали по рации Мешкову, и мы дружно унеслись по радуге дальше.
Спартак хотел развить успех и последующие минуты в различных вариациях пытался снова создать опасный момент. Умяров, Мельгарехо и Ларссон пытались, но, увы, ничего не случилось, кроме того, что происходящее вдохновило Зенит несколько расслабиться и потихоньку в концовке перетащить инициативу и контроль мяча себе. Что в итоге, привело к опасным контратакам. Целым двум.
Сначала Дзюба и Барриос убежали в дуэтной комбинации вперёд, и Артём оттянул на себя двух соперников и мог отдавать мяч абсолютного свободному Вильмару, стоявшему напротив ворот Максименко, но пожадничал и упустил мяч. А потом Дзюба выдал максимально чёткий навес на Ерохина, который стоял один перед воротами, и получи мяч, пробил слишком сильно, отправив его в небо, точнее в крышу, ставя точку в матче.
Делая всеобщий матчевый вывод: матч продемонстрировал нам то, что Спартак ещё выстраивается под руководством нового тренера, но ведёт себя так, будто уже в новеньком качестве и готов всех «выносить». Пока это в далекой теории, но уверенность в себе похвальна, несмотря на то, что они наши принципиальные соперники. Хотя она во многом и губит команду тем, что им нужно пока соотнести то, что есть и то, что кажется, чтобы действовать по реальным раскладам, а не в теории. В плане питерской команды стоит сказать, что сыграли осторожно, добротно, соответствуя классу.
Первый тайм для Зенита был более симпатичен, так как они плели аккуратную паутинку, не давая никому подходить к её центру, чтобы нарушить рисунок, но позволяя играться с ниточками. А во втором тайме, к сожалению, кто-то слишком дернул, и она дала дырку, чем могли воспользоваться жертвы и убежать, но самоотверженность и вовремя вызванные на подмогу помощники, смогли это предотвратить. Так что окидывая взглядом всё в целом – игра однозначно в плюс, причём в хороший плюс 8 по таблице, на фоне потерявших очки конкурентов. Ну и дополнительный бонус – обыгран принципиальный соперник.
Лучший игрок матча – и тут моё мнение расщепилось, поэтому попилим приз пополам. Барриос и Кержаков. Первый отрабатывал так, будто завтра уже в футбол никогда не сыграет, а второй ловил всё, что летело в ворота, и придавал уверенности обороне. Худшим однозначно будет Олег Шатов, ибо Спартак в первом тайме в основном проходил по правому флангу. Брошенный на произвол судьбы Караваев иногда банально не успевал один бегать за всей толпой.
Три очка есть, Москва повержена, а клуб готовиться к концовке футбольного года с оптимизмом и задором.