Каннибалы, ожившие мумии, демоны и вампиры. Самые древние и монументальные страхи принимают формы благодаря воображению авторов, художников и режиссёров. Мы подобрали самых ужасных чудовищ и монстров, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры. Если не боитесь, приглашаем в наш бестиарий!
В интернет-магазине галереи Artua Gallery вы можете купить картины по доступным ценам!
Лукас Кранах Старший - Оборотень или Каннибал (ок. 1510-1515)
Легенды о вампирах родом из Восточной Европы, чудовище Франкенштейна было создано Мэри Шелли, а страшные истории об оживших мумиях появились в викторианской Англии. Оборотни же – это западноевропейский фольклор, а также древнейшие художественные ассоциации. На этой гравюре 16-го века, созданной одним из величайших художников эпохи Возрождения, изображен оборотень, терроризирующий немецких жителей почти 500 лет назад. Одичавший человек, ползающий на четвереньках вышел из леса, чтобы отведать человеческую плоть. Возможно в основе этой гравюры лежит правда и это больной бешенством. Это уже не важно, для тех времени это был монстр.
Вам также может понравиться: Убивая искусство: история нацистского преступления и Рубенс: похоть, насилие и искусство
Бронзовая голова Пазузу (ок. 800-550 до н.э.)
Этот древний ближневосточный король ветряных демонов является неотъемлемой частью мифологии первых городов междуречья. Часть городов Месопотамии верили в могущественных божеств и сущностей, которые покровительствовали разным аспектам жизни человека. В разные периоды истории культуры междуречья он приносил засуху и голод, потопы в период дождей, позже его амулеты использовали для защиты матерей и еще не рождённых детей.
Его вторая жизнь началась в 1973 году, когда его сходство с образом христианского дьявола позволило ему «получить главную роль» в фильме ужасов Уильяма Фридкина «Экзорцист». Эта роль принесла ему славу.
Эдвард Мунк – Вампир (1893)
На этой жуткой картине женщина словно впивается зубами в шею мужчины. Сам Мунк возражал против такой трактовки его картины и изначально дал ей другое название, утверждая, что она всего лишь целует его. Однако это уже не имеет значения, так как картина стала мрачно-эротичным образом секса, как смеси психологической и физической опасности и болезненного любопытства. Опять же мы можем найти здесь пересечение с романом Брэма Стокера «Дракула». Картина была написана в 1893 году, тогда как роман вышел в 1897 году.
Вам также может понравиться: 7 самых известных женских ню в истории и 7 самых известных мужских ню в истории
Фридрих Мурнау – Носферату (1922)
Фильм «Носферату, симфония ужаса» является шедевром немецкого экспрессионизма, созданным Фридрихом Мурнау. Несмотря на то, что фильм был снят почти сто лет назад, он до сих пор способен вас испугать. Почти все в нем заставляет вас чувствовать себя неуютно: крысоподобный Дракула и его необычная манера поведения, реакция людей и даже просто тень носферату, падающая на его жертв.
Появление «нежити» в кино перекликается с такими экспрессионистскими картинами, как «Крик» и «Вампир» Мунка и автопортреты Шенберга. Как и эти экспрессионисты, Мурнау использует гротескные и необычные образы, чтобы вызвать у человека первобытные страхи смерти, оживших мертвецов и чувство жертвы, за которой наблюдает безжалостный охотник из тьмы.
Гюстав Доре - Красная Шапочка (1867)
Легенды об оборотнях были распространены во Франции в 18 веке. Стоит вспомнить историю об огромном волке/оборотне, который терроризировал провинцию Живодан. Сейчас сказка о красной шапочке — это безобидная история, в оригинале она звучала совсем по-другому и была скорее ужастиком. В оригинале волк не просто съедает красную шапочку, а "угощает" ею красную шапочку (кровь бабушки он выдал за вино), позже пытаясь изнасиловать девушку. Как вы понимаете, охотников в этой сказке не было. Иллюстрация Доре 19-века отражает истинную мрачность истории. Эта сказка должна была отучить детей говорить с незнакомцами, ведь любой может оказаться волком. Зверь лишь личина, монстров рождает сам человек.
Вам также может понравиться: Убийство, возбуждение и ботаника: скрытые смыслы известных картин
Доссо Досси - Нимфа и сатир (1510-16)
Дикое создание, рычащее на испуганную женщину, это сатир, но на этой картине Доссо Досси он больше похож на оборотня. Отчасти это переплетение легенд и мифов. В Италии 16-го века, когда Досси написал эту картину, верили в оборотней и в то, что человек способен превратиться в животное. Крестьяне считали, что им приходится сражаться с оборотнями ночью, чтобы защитить свои посевы. Некоторые считают, что картина Доссо Досси глубже чем кажется, ведь она показывает, что чудовищность оборотня берет свое начало не в звере, а в человеке.