На съемках фильма черт все время крестился, а ведьма сломала нос
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты...»
Н. В. Гоголь
Когда режиссер Александр Роу подал заявку на экранизацию гоголевской «Ночи перед Рождеством», чиновники встали на дыбы: дескать, Гоголь, конечно, — классик авторитетный, но фильму, в названии которого поминается Рождество, не бывать! Александр Артурович был готов к подобной реакции и с ходу предложил альтернативный вариант — «Вечера на хуторе близ Диканьки», по общему названию первого сборника малороссийских повестей Гоголя (1831).
Компромисс прокатил. И все же в начале фильма крамольное слово «Рождество» всё равно появляется: титры сделаны в виде книжного томика Гоголя, страницы которого перелистываются и притормаживают на названии повести...
Ирландец по отцу и грек по матери Александр Роу родился в Сергиевом Посаде 24 февраля 1906 года. Чтобы помогать больной маме, в десять лет пошёл работать — торговал мелкой галантереей. Тем не менее окончил семилетку и поступил в промышленно-экономический техникум. Поняв, что экономика — не его дело, перевелся в киношколу, а затем окончил Драматический техникум им. Ермоловой. Стажировался в профессии, работая ассистентом у Якова Протазанова. В 1938‑м снял свой первый фильм «По щучьему веленью», а в последующие годы зарекомендовал себя как главный киносказочник страны. «Диканька» стала для Роу второй экранизацией произведений Гоголя: впервые к творчеству классика русской литературы режиссер обратился в 1952 году, сняв фильм «Майская ночь, или Утопленница».
«Сказки Роу — самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось».
Стивен Спилберг
Хибинская Диканька
Первое письменное упоминание о местечке Диканька, расположенном в 27 километрах севернее Полтавы, относится к 1658 году. Кстати, «наше всё» Пушкин, хоть никогда и не ступал по полтавской земле, упомянул Диканьку еще за три года до Гоголя, в поэме «Полтава»:
Цветет в Диканьке древний ряд
Дубов, друзьями насажденных;
Они о праотцах казненных
Доныне внукам говорят...
(Тут речь идет о казни Петром I высокопоставленных украинских казаков Ивана Искры и Василия Кочубея за “ложный донос” — царь не поверил их сообщениям о готовящейся измене Мазепы.— Ред.)
За несколько лет до начала съемок фильма село Диканька получило статус поселка городского типа. То бишь какой-никакой инфраструктурой-цивилизацией обзавелось, и, казалось бы, сам Бог велел снимать натуру в подлинных декорациях. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, «загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами». И тогда Александр Артурович принял решение делать фильм в тех краях, где он снимал дебютную киносказку про Емелю, — на Кольском полуострове, в Хибинах.
Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке «13‑й километр» под Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов — лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, так что зритель не почуял подвоха. Поселян для массовки (гарных парубков и колядующих девчат) набирали в Кировске по объявлению. В основном, среди студенток-медичек и рабочих-горняков. А вот актеров на главные роли загодя подыскали в Киеве и в Москве.
Тарапунька переусердствовал
На колоритную роль дьяка Осипа Никифорыча режиссер планировал взять всесоюзно известного комика, народного артиста УССР Юрия Тимошенко (Тарапунька из комедийного дуэта «Тарапунька и Штепсель»). «Дед очень хотел снимать в роли дьяка Юрия Тимошенко, — рассказывал двоюродный внук Роу Виталий Павлов. — И его почти утвердили на роль, но он сделал небольшую промашку. Посоветовал Роу попробовать на роль Оксаны певицу Юлию Пашковскую, в которую был влюблен. Роу так и сделал, но когда узнал, что актер посоветовал ему свою пассию, отказал обоим. Не любил такого». (В декабре 1961‑го Тимошенко оформил брак с Пашковской, которая была на 17 лет его моложе, и далее на протяжении четверти века Юлия Максимовна являлась неизменной участницей концертных программ Тарапуньки и Штепселя.)
В итоге на роль дьяка по фото отобрали выдающегося комедийного актера Сергея Мартинсона. Вспоминает Людмила Хитяева: «Он (Мартинсон. — Ред.) замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: “А что это у вас, божественная Солоха?”, никто не мог удержаться от смеха». А вот возжелавшую царских черевичек красавицу Оксану режиссер нашел самостоятельно, на киевской студии им. Довженко. «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: “Вот моя Оксана!”, я просто опешила, — вспоминает актриса Людмила Мызникова. — До меня перебрали около 5000 претенденток». К слову, в тот день Людмила Николаевна проходила пробы у представителей «Беларусьфильма», но Роу в буквальном смысле умыкнул 19‑летнюю выпускницу актерской студии при Театре имени Ивана Франко у белорусов.
Полеты наяву
Для съемок технически сложного эпизода «полет черта» Милляру пригласили дублера — циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и какое-то время 58‑летнему актеру пришлось исполнять трюки самому. Несмотря на боязнь высоты, Милляр быстро вошел во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере.
По сюжету летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием.
Старик Похабыч
30‑летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени была признанной кинозвездой, взяли на роль Солохи безо всяких проб. «Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы, — рассказывала Людмила Ивановна. — Поэтому меня слегка состарили и “уплотнили”. Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок». Незадолго до начала съемок произошел несчастный случай, который сама Хитяева посчитала наказанием за роль ведьмы: актриса каталась с сыном на лыжах, съезжая с горки врезалась в дерево — и сломала нос. Лицо превратилось в один сплошной синяк. Гримеры лишь разводили руками, участие в фильме висело на волоске, но, по счастью, гематома быстро спала и об этой катастрофе на экране напоминает лишь небольшая горбинка на носу Солохи.
Исполнившего роль Черта Георгия Милляра можно считать талисманом Роу — до «Диканьки» Георгий Францевич принял участие в семи его фильмах-сказках. На натурных съемках Черту приходилось труднее всего. Виной тому костюм: все прочие персонажи — в тулупах да полушубках, а на Милляре — тоненькое черное трико с пришитыми поверху волосками-щетинками. Артист жаловался, что от сильного ветра снежинки превращались в лед и впивались ему в тело.
К тому же, в отличие от подавляющего большинства членов съемочной бригады, Милляр был человеком глубоко верующим. По этой причине каждый раз, надевая костюм Черта, крестился и просил у Бога прощения «за хулиганство». При этом в общении Милляр был не чужд «соленого» словца и похабной шутки. И за этот свой грешок самокритично называл себя Стариком Похабычем...
В качестве благодарности местным жителям за активную помощь в съемках премьерный показ фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» провели в декабре 1961 года в Кировске, в зале дворца культуры комбината «Апатит». Саму церемонию превратили в диковинный по тем временам перформанс — перед началом показа по фойе ДК бегали черти, забрасывая зрителей снежками. Общесоюзная же премьера картины состоялась 8 января 1962 года — запустить фильм ровно в день православного Рождества не дозволили.
Секрет поедания вареников
Небольшая, но яркая роль знахаря Пацюка досталась украинскому актеру Николаю Яковченко. В знаменитой сцене киношный Пацюк не заглатывал вареники, а наоборот, выплевывал. Затем шла обратная съемка. (Такой же метод использовали для изображения прыжков черта: циркач-дублер прыгал задом наперед с большой высоты.) В ходе съемок Яковченко так объелся варениками, что потом долго не мог на них смотреть.
Заслуженный артист УССР Николай Яковченко прослужил в киевском Театре драмы имени Ивана Франко 40 лет, вплоть до смерти в 1974 году. Снялся более чем в полусотне лент (самые известные роли — в фильмах «Максим Перепелица», «За двумя зайцами», «Королева бензоколонки», «Меж высоких хлебов»). Рассказывают, что, выходя на сцену, Яковченко смотрел на себя в зеркало, любовно хлопал по лицу и повторял: «Кормилица моя». Последние слова актера перед смертью: «Клоун идет на манеж».
Автор текста: Игорь Шушарин
Интересные факты:
Оксана + Вакула = нелюбовь
На роль кузнеца Вакулы утвердили студента Киевского театрального института Юрия Таврова. В те годы киношным Вакуле и Оксане многие приписывали любовный роман и в жизни, но на самом деле отношения между молодыми актерами были натянутыми.
«С Юрием Тавровым у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь, — рассказывала Мызникова. — А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!»
Судьба актера Юрия Таврова сложилась печально: после роли Вакулы он играл мало, в последние годы жизни работал строителем в Одессе, из-за глаукомы ослеп на один глаз, начал выпивать. Точную дату смерти и место захоронения не знают даже коллеги... Оксана — актриса Людмила Белинская (в девичестве Мызникова) сейчас служит одним из руководителей киевского христианского театра «Мистериум».
Бес попутал
(Немая версия «Ночи перед Рождеством»)
В историю кинематографии Владислав Старевич (1882, Москва — 1965, Париж) вошел как создатель первых в мире мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и как мастер комбинированных съемок, искусству которых у него учились кинематографисты ники Франции и США.
В начале 1910‑х параллельно с анимацией Старевич взялся за постановку игровых фильмов, дебютировав экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» (1912). В том же году он продолжил гоголевскую тематику, приступив к съемкам «Ночи перед Рождеством», где впервые в киноистории добился совмещения в одном кадре актерской игры и рисованных спецэффектов.
Роль Черта очень хотел получить невероятно популярный актер Иван Мозжухин. Но Владислав Александрович всячески тому противился — по его задумке, Черт на экране должен был выглядеть так, чтобы его пугались не только дети, но и взрослые. Тогда как Мозжухин слыл исключительным красавичком и добряком.
Как-то вечером в дверь квартиры режиссера постучали. Открыв, Старевич едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище. Выждав несколько секунд паузы, чудовище невинно поинтересовалось, может ли оно получить роль Черта. Ошеломленный Старевич пролепетал: «Да…». Так Мозжухин получил желанную роль (дабы добиться должного секундного эффекта, он гримировался более трех часов!).
В ходе съемок Старевич усовершенствовал грим (теперь его накладывали Мозжухину полдня!), и эксцентричный, мерзкий черт стал главной «фишкой» фильма. Единственное, чего не смог сделать в своей ленте Старевич, — показать на экране императрицу, так как в Российской империи существовал запрет на изображение в фильмах (за исключением особых случаев) особ царствующей династии. Так что в ленте образца 1913 года вместо Екатерины черевички царицы Вакуле отдает Потёмкин...
41-минутная немая фильма «Ночь перед Рождеством» быстро сделалась не только отечественным, но и европейским кинохитом. Уже в наши дни она включена в топ‑100 лучших немых фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Читайте также:
Друг царевича Алексея снялся в «Бриллиантовой руке» и «Кавказской пленнице»
«Операция “Ы”» — самый геройский фильм
Почему Брежнев заставил переснимать «Экипаж»
Как итальянцы взрывали, ломали и крушили Ленинград
Юл Бриннер — русский король Голливуда (часть 1)
Что стало с героями Республики ШКИД