Этот блог посвящен тому, как одеты литературные героини. А раз уж все вокруг кричат, что "скоро двадцатые" (признайтесь, вы уже получили приглашение на корпоратив "в стиле ревущих двадцатых" или только ждете?), грех не посвятить пару-другую статей разборам лучших книжных нарядов этого десятилетия. Фильмы мы здесь рассматривать не будем, если напишу о них отдельный текст, поставлю сюда ссылку.
Сегодня у нас книжные образы первой половины 1920-х, а именно 1922-1923 гг:
Миртл Уилсон из "Великого Гэтсби" (подробный разбор я делала вот тут)
Дейзи Бьюкенен оттуда же;
Селия из "Возвращения в Брайдсхед" (о ней же в 1930-х я писала здесь)
и Джулия оттуда же.
...почему-то именно 1923 год довольно часто выбран временем действия художественных произведений. Причем, как западных, так и советских. К примеру, около 1922-1923 гг происходят события повести "Гадюка" А. Н. Толстого (разбор) и романа "Машенька" В. В. Набокова (ох, тут куча ссылок должна была быть, но... ищите так, по блогу)
Если вы хотите вынести из этого текста идеи для наряда на вечеринку в честь грядущих 1920-х, вот вам краткое содержание в подписи к картинке:
А теперь посмотрим на наряды конкретных героинь.
1. Миртл Уилсон, жена автослесаря из "Долины шлака" и любовница богача Тома Бьюкенена из высшего света Нью-Йорка. Действие происходит летом 1922 года.
С точки зрения описания костюма, наиболее характерным женским персонажем романа является именно Миртл, она предстает перед читателем как воплощение «земной любви», жизнелюбия и чувственной энергии. Миртл умеет преподнести себя, но, к сожалению, на редкость неразвита интеллектуально. Миртл цинична, и, как только оказывается в мире Тома, начинает подражать манерам «светских дам» в той мере, насколько она себе этих дам представляет. Выходит это у нее плохо. Миртл трижды переодевается в течение того дня, который рассказчик проводит в ее обществе: из домашнего платья в дневное, потом в вечернее. И с каждой сменой наряда ее спесь, самодовольство и желание самоутверждаться за счет других проступают все сильнее. Последний наряд Миртл, шикарный и шелестящий, смотрится неуместно в обстановки дешевой съемной квартирки, где хозяйка сама разносит напитки гостям и валяется на диване с собакой на руках.
Утром в гараже она появляется в синем в горошек крепдешиновом платье:
Днем Миртл переодевается для поездки в город: «Она переоделась, и на ней теперь было платье из коричневого в разводах муслина, туго натянувшееся на ее широковатых бедрах, когда Том помогал ей выйти из вагона на Пенсильванском вокзале". Муслин - тонкая и легкая хлопчато-бумажная ткань.
Вечером Миртл переодевается к моменту появления гостей. «Миссис Уилсон еще раньше успела переодеться – на ней теперь был очень нарядный туалет из кремового шифона, шелестевший, когда она расхаживала по комнате".
2. Дэзи Бьюкенен
Если к Миртл Тома притягивала ее чувственность, то с Дэзи его объединяет схожее отношение к жизни: они богаты от рождения, они беспечны и принадлежат одному и тому же кругу. «Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними», - так описывает их Ник в конце романа. В качестве свадебного подарка, Том преподнес Дэзи жемчужное колье стоимостью в триста пятьдесят тысяч долларов. В модуляциях голоса Дэзи он слышит «звон золота». Она тщеславна, ей нравится быть в центре внимания, нравится очаровывать окружающих. В отличие от Миртл, Дэзи не стремится подчеркивать свою красоту, богатство и влиятельность умопомрачительными нарядами. Действие романа происходит летом, и Дэзи чаще всего появляется в легких белых платьях. Однако для поездки в Нью-Йорк она дополняет наряд: «за ним шли Джордан и Дэзи в маленьких парчовых шапочках, с легкими накидками на руке».
Путешествие на машине в начале 1920-х гг подразумевает ветер и пыль. Накидки и шапочки просто необходимы - несмотря на ужасающую жару в тот роковой день.
Несмотря на то, что главным женским образом романа является Дэзи, туалеты Миртл описаны намного живее и красочней: ведь, по сути, Дэзи плевать, во что она одета. А вот Миртл живёт платьями.
3. Селия Мулкастер (Райдер)
Действие первой части романа Ивлина Во "Возвращение в Брайдсхед" относится к лету 1923 года, когда главным действующим лицам примерно по 20 лет. Юная Селия происходит из хорошей английской семьи, ее брат учится в Оксфорде на одном курсе с Себастианом и Чарльзом Райдером; за последнего Селия выходит замуж примерно в конце 1920-х годов. В отличие от "Великого Гэтсби", написанного и опубликованного тогда же, в середине 1920-х гг., этот роман ретроспективен. И описание событий лета 1923 года носят оттенок ностальгии и тоски по утерянному раю. Хотя главной точкой притяжения для Райдера была семья Флайтов, Селия тоже входит в повествование первой части в несколько идеализированном образе: "Она беседует, как птичка, по крупинке расклевывая предмет разговора в самой пленительной манере, и носит туалеты a la школьница, что я лично нахожу весьма пикантным".
4. Джулия Флайт
В отличие от Селии, которая просчитывает на шаг вперед, всегда выглядит свежей и невероятно приветлива со всеми нужными и, возможно, в будущем нужными людьми, Джулия живет напряженной внутренней жизнью, о которой окружающие могут только догадываться. Воспитанная на стыке двух религий, сильная и осознающая свою силу, способная на безрассудный поступок и стремящаяся жить "не как все приличные люди, а по совести", она выбирает наряды, либо заглушающие ее силу и красоту (когда хочет остаться невидимкой), либо подчеркивающие ее эго (когда хочет оказаться замеченной). В 1923 году "На запястье у нее был браслет с брелоками, в ушах - золотые колечки. Из-под светлого пальто выглядывал цветастый шелковый подол, юбки тогда носили короткие, и ее вытянутые ноги на педалях автомобиля были длинные и тонкие, что тоже предписывалось модой".
Мы с вами уже выяснили, что летом 1923 года платья хоть и были короткими, но не настолько, как в следующем году и через год. Но автор смотрит на своих героев из 1944 года, и, юные и беззаботные, они у него ассоциируются с теми ревущими двадцатыми, которые в свою очередь ассоциируются с короткими юбками. Надо отметить, что, встретившись снова 15 лет спустя, Райдер находит Джулию повзрослевшей, и отмечает, что длинные текучие платья середины 1930-х подчеркивают ее женственность и новую, взрослую, красоту.
Примерно зимой 1924-1925 года жених Джулии Рекс Моттрем вытаскивает загулявших Райдера, Себастиана и их друзей по Оксфорду из полицейского участка. Задача Рекса - снискать благодарность леди Флайт, а через это получить руку Джулии (и большое приданое). Джулия тоже не остается в стороне. Она прибегает встретиться с братом и Райдером после их спасения: "Джулия по моде того времени была в зеленой шляпе, низко надвинутой на лоб и приколотой бриллиантовой стрелкой; под мышкой она держала крохотную собачку, на три четверти упрятанную в меха".
Снова штамп. Роман Майкла Арлена "Зеленая шляпа", посвященный образу молодой и социально-активной женщины 1920-х гг, вышел в 1924 году, вскоре был экранизирован и получил такую популярность, которой потом не смогло достичь ни одно другое произведение этого автора. Зеленые шляпы стали символом эпохи. И, хотя Джулия могла носить какую угодно, Во описывает ее именно в зеленой шляпе.
Крохотная собачка встречается и на страницах "Великого Гэтсби". Миртл Уилсон, начитавшись светской хроники, выпрашивает у Тома щенка. В данном случае, наш круг замыкается: жена владельца автозаправки из "Долины шлака" в окрестностях Нью-Йорка пытается догнать сложную и противоречивую, знатную и (пока еще) богатую Джулию Флайт из поместья Брайдсхед.
"И все-таки, - продолжал я свою мысль - это еще не последнее слово, это даже и не меткое слово, это - мертвое слово десятилетней давности".
Продолжение? Следует.
На канал можно подписаться. Комментарии я не смотрю, с кем знакомы лично - пишите в личку.