Оценить возможности информационного воздействия можно, рассмотрев его с точки зрения применяемого инструментария. Как правило, влияние осуществляется через средства распространения информации, к ним относятся: аудиовизуальные средства массовой информации (СМИ), компьютерные сети, кино-видеопродукция, печатные издания.
СМИ стали основным механизмом информирования людей. СМИ — это наиболее эффективные социальные технологии, формирующие сознание человека, которые позволяют обычному человеку, не покидая места пребывания, владеть информацией о состоянии дел во всем мире. Побочным явлением такого положения является то, что мир, показанный СМИ, представляется в достаточно искаженном состоянии, и человек на основе такой информации формирует свои взгляды на различные сферы жизнедеятельности. Интенсивное наполнение информационного пространства, отрывочное предоставление материала, порою намеренно ложные представления состояния вещей порождают неустойчивую позицию обычного человека. Ярко высказался в отношении печатных СМИ советский литовский писатель и журналист А. Лауринчюкас: будущее человечества зависит от загрязнения человеческой совести. Огромную роль здесь играет печать. Капля за каплей и камень точит. Капли информации, которые с газетных страниц падают в человеческий мозг, постепенно, но уверенно действуют на мышление человека. Все зависит от того, чистые это капли или отравленные.
Аудиовизуальные СМИ особенно агрессивно воздействуют на психику человека, т.к. не просто информируют, а оказывают побудительное эмоциональное воздействие при восприятии новостей. В этом кроется манипуляционная составляющая СМИ по отношению к формированию общественного настроения. Подробное описание СМИ как вида информационно-психологического оружия (MASS-MEDIA-оружие), даёт В. Новиков в книге «Информационное оружие – оружие современных и будущих войн», отнеся к нему: устное вещание (средства звуковещания); печатные и изобразительные средства, радио и телевещание; кино, видеофильмы, аудиоматериалы; компьютерные телекоммуникационные сети; и даже предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и т.п. с соответствующими надписями. При этом отмечается, что MASS-MEDIA-оружие может участвовать в создании нового типа человека – личности с особой психологией и поведением, т.е. может изменять или поддерживать необходимые установки, затем превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо образ действительности вполне определенным образом.
Недостаточно полное и ложное предоставление информации СМИ порождают такие явления как руморологическая деятельность (слухи), которая, в свою очередь, используется инициаторами информационного воздействия как информационная технология. Слухи присутствует в обществе постоянно и могут служить механизмом для решения некоторых задач властными структурами. Это обусловлено тем, что слухи – это источник информации об общественном мнении по различным проблемам. Высока и актуальна роль этого источника в случае, когда сбор информации затруднен. Но и при благоприятных условиях в государстве слухи позволяют получить более полную картину развития политической жизни по причине того, что люди, например, в официальных опросах, склонны смягчать мнения о политических событиях.
Анализ слухов позволяет выявить настроения общества, что помогает составлять прогнозы и модели развития политической ситуации. Имеется при этом обратное влияние сплетен на формирование настроения, мнений, поведения людей в определенных политических событиях. Поэтому слухи представляются как элемент политических технологий, обладающий достаточно мощной манипуляторной силой над социумом. Следует учитывать одно важное свойство слухов, сформулированное А. Лауринчюкасом: опровергнуть слухи значительно труднее, чем распустить их.
Прочитав большинство моих публикаций, у Вас сложится достаточно полное понимание процесса информационного воздействия, управления, манипулирования обществом, отдельным человеком, а поняв это, Вы сможете предотвратить негативное влияние, защитить себя, близких, многих других, и значит нас от информационной агрессии, а также использовать знания для эффективной деятельности в информационной сфере. Мне не сильно важны "лайки" и комментарии, главнее Ваше просвещение и прозрение. Однако, через обратную связь можно узнать Ваше мнение о моих материалах, поэтому приглашаю к обсуждению изложенных проблем.
С уважением автор.
Другие публикации:
Парадокс информационного общества
Информационное воздействие как оружие
Информация в политике - суть и важность
Пропаганда
Лоббирование
Принципы информационного воздействия
Информационно-политические технологии, их классификация
Возможности информационного воздействия и информационно-политических технологий
Опасность формирования потребительского сознания, негативный пример США