После катастрофы Суперджета в Шереметьево одно из претензий к самолету среди диванных авиаторов было то, что на ССЖ100 установлены джойстики (или, что правильнее, сайдстики, или боковые ручки управления) вместо штурвалов. Мол, управлять ими самолетом неудобно, особенно левой рукой, нет связи с самолетом и т.д. И вообще, только тяги, тросы, качалки, только хардкор!
Правда настоящих пилотов при этом спросить забыли. И забыли еще и про то, что сайдстики давно используются на всех Аирбасах, начиная со 320-го, да и на 220-м - который в девичестве Бомбардье, тоже по странному стечению обстоятельств, джойстики. И это не мешает Аэрбасу быть даже боле безопасным самолетом, чем Боинг с его штурвалами.
Но речь не о том. Сегодня на канале "Иркута" в YouTube вышел как раз ролик про эти самые джойстики.
Ничего нового, просто поясняется то, что давно всем, интересующимся авиацией, понятно, и что будущее точно за боковыми ручками управления, что бы кто не говорил. Но есть и кое что новое, по крайней мере для меня.
Дело в том, что до сих пор штурвал имел одно важное преимущество - дело в том, что оба штурвала, и КВС и второго пилота, связаны жестко, куда один, туда и другой. А вот джойстики друг от друга независимы, и необходимо при передаче управления лайнером явно переключать управление с одной ручки на другую. Это влекло за собой несколько проблем:
1. Это потеря времени, а его может в критической ситуации не хватать.
2. Затрудняется обучение. Ведь второй пилот, чувствуя действия КВC через органы управления, лучше перенимает навыки управления самолетом.
3. Отсутствует обратная связь от самолета к пилоту, усилие на ручке все время одинаково.
Но на МС-21 эту проблему решили. Впервые в гражданской авиации на МС-21 применили активные связанные боковые ручки. Теперь действия одного пилота, передаются на джойстик второго пилота. К тому же у этого элемента управления появилось усилие, которое меняется в зависимости от ситуации, то есть теперь у самолета с пилотом теперь есть обратная связь через ручку управления.
Для меня, если честно, стало открытием то, что этого не сделали раньше. даже на моей Ладе Гранте электроусилитель руля меняет свою производительность в зависимости от скорости, и я чувствую машину.
Так что авиаконструкторам МС-21 удалось избавится от последних недостатков этой системы управления, теперь у штурвала нет вообще никаких преимуществ.
И еще кое что. Это пример показывает, что несмотря на использование импортных комплектующих для самолетов, наши авиаконструкторы реально работают над созданием самолета, а не, как думают многие, просто компонуют уже готовые детали между собой.
Не забывайте подписываться на нашу ленту.
И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше!
И лайкнуть не забудьте :)