Я понимала, что люди не вечные и все умирают. Вот и дедушка умер уже, но почему-то казалось, что с ней это ещё не сейчас, это когда-то потом…
Мама пришла, говорит у бабушки опять давление скачет. Это постоянное явление у неё. Периодически вызываем терапевта, выписывает новые лекарства от давления или говорит продолжать старые пить. По больницам бабушка не любитель ходить. Только в самых экстренных случаях.
Ей 86 уже, но ещё чего-то пытается копошиться по дому, хотя ноги болят, ходить тяжело и видит плохо. Но для неё движение-жизнь, она не может быть бесполезной, это её сразу убьёт. Постоянно говорит мне:
-Ох, дочка, как мне эта кошачья жизнь надоела. Как бы я сейчас с тобой-то в огород.
Кошачья, значит без работы, лежачая, ну и так далее. Не привыкла она так, всю жизнь работала.
Конец мая был, как раз самый разгар посадок в огороде. Сама знаешь, день прозевал, урожай потерял. Вот мы с мамкой после работы и пластались до темноты, чтобы всё посадить успеть. Мама с отцом и бабушкой тогда в благоустроенной жили, а мы рядом в частном. Хорошо хоть друг до друга недалеко.
В тот день я днём к бабуле заскочила, вроде всё как обычно, она там на кухне хозяйничает. Я умчалась в огород, а потом и мама пришла.
И вот уже темнеть начало, и родители уже домой собирались, за чем-то меня мать к ним отправила, уже и не помню. Я бегом понеслась. Залетаю, бабуля на кухне сидит, давление меряет.
-Баб, как дела? Давление успокоилось?
-Да не пойму, померила, то так показывает, то так. Таблетки уже пила. Может ты мне померишь?
Я уже в дверях была и не стала возвращаться.
-Баб, мать уже домой идут, она тебе перемеряет, ладно? Я побежала.
Больше я её не видела… Живой. В ту ночь бабушка умерла в приёмном покое скорой помощи. Скорая долго не хотела ехать на вызов. Мы с мамой по очереди несколько раз звонили туда, пока дело до матов не дошло. И это при том, что и маму и меня там хорошо знают. И мы несколько раз просили девочки, ну отправьте машину, ну не помогают ей сегодня её лекарства. Уже всё пробовали.
Когда скорая всё-таки приехала, сделали ЭКГ, фельдшер очень засуетился.
-Быстро носилки и в машину!
Мама говорит, бабуля ещё и против носилок выступала, сама пойду. Кое как её на них уговорили.
Мама следом за ними поехала на такси, а я дома. Годовалая дочка тихо посапыват в кроватке.
Даже в этот момент я не допускала мысли, что бабушки не станет.
Реаниматолог сказал маме:
-Как с таким букетом сердечных болезней, она вообще дожила до этого дня?
Не ходила она по врачам, не обследовалась, не знала про кучу болячек в своём сердце. И мы не знали. Знали только, что сердце это огромное-преогромное и всех нас-детей, внуков, правнуков-любящее.
10 лет прошло. Нет, почти 12 уже. А я до сих пор чувствую себя виноватой. И всю жизнь не смогу себе простить, что не провела с ней те последние минуты, не измерила это злосчастное давление. И все эти годы чувствую, как и в тот день, когда бежала обратно в огород, что бабушка на меня обиделась.
Спасибо, что дочитали до конца 😊. Буду благодарна за ваш лайк и подписку на канал.