Эмир Кустурица – югославский и сербский режиссер, актер, музыкант, театральный профессор. В России его хорошо знают и любят, и эта любовь взаимна. Кустурица нередко бывает в нашей стране, признается в теплых чувствах к братьям-славянам, показывает свои фильмы и играет необычную музыку.
«Время цыган», «Аризонская мечта», «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо» и «Завет» - эти фильмы заслужили признание по всему миру и с теплотой приняты кинокритиками.
Советскому зрителю Эмира Кустурицу представили в 1988 году. Представили таким, какой он есть – веселым, разносторонне развитым, свободным, талантливым. Статья о нем появилась в журнале «Искусство кино» в 1988 году.
Футболист с бас-гитарой с руках , профессор Сараевской театральной школы, автор двух фильмов, собравший кучу премий. А ведь тогда Эмиру Кустурице не было и 30 лет. При этом, обе его премиальные картины – «Помнишь ли Долли Белл?» и «Отец в командировке» не показали в СССР – их по досадному совпадению не выкупили в прокат.
Вот что Кустурица рассказал в своем первом интервью советскому зрителю: тезисно.
«Эти фильмы, выражение того, чем я жил. Я ведь никогда не должен был стать кинематографистом. Я профессионально играл в футбол в старших классах и готовился подписать контракт, но что-то произошло с суставами. Я тогда водился с парнями с окраинами, которые часто немного нарушали закон. Я мог стать одним из них. Такая опасность существовала».
«Я много читал, а потом открыл для себя кино. Почувствовал, что его можно делать своими руками. Свое кино, необычное. Снял любительский фильм и получил за него премию. Потом отец отправил меня в Прагу – в центр Европы, к тете, чтобы я вырос нормальным человеком. Я был в шоке – с моим южным балканским темпераментом оказаться в центре цивилизации. Но привык. Благодаря моим учителям».
«В перерывах, когда есть время отвлечься от кино, я играю в группе «курить запрещается». Там на сцене я чувствую себя куда лучше, чем на съемочной площадке. Рок сегодня – это как в античности театр? 25 тысяч человек на стадионе, охваченных единой волной».
«Я посмотрел в молодости все фильмы Василия Шукшина, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, я с юности читал русскую классическую литературу, это помогло мне, особенно большое впечатление произвел Николай Васильевич Гоголь. Все это осталось во мне».