На фотографиях солдат русско-японской и 1-й мировой войн, что хранятся в семейных архивах, можно часто видеть наградные кресты на полосатой Георгиевской ленте, иногда даже два, три, четыре креста в ряд. Потомки с гордостью говорят, что "мой прапрадед был кавалером Ордена Святого Георгия" или "имел орден Святого Георгия четырех степеней".
К сожалению в 99% случаев это не верно. Орден Святого Георгия не мог быть пожалован солдату или матросу, он предназначался только для офицеров (только в 1917 году статут ордена был немного демократизирован, и право получить орден низшей 4-й степени получили солдаты и матросы, которым из-за гибели командира пришлось исполнять в бою обязанности офицера).
А те Георгиевские кресты, что украшают грудь солдат - это т.н. знаки Военного ордена. Награда также уважаемая, почетная, но не Орден Святого Георгия.
В наше время понятие "орден" свелось к металлическому знаку, награде. Но первоначально орденом назывался не знак на костюме, а сообщество людей, объединенных по какому-то принципу, корпорация. И если поначалу ордена объединяли лишь ближний круг монарха, то со временем вступление в орден, т.е. в своеобразный элитарный клуб, стало возможным за заслуги, за военные подвиги и за гражданские достижения. При этом вручение специального знака, символизирующего принадлежность к ордену, было делом далеко не первой важности. Важнее был сам факт принадлежности к орденскому сообществу. Это было, как бы мы сейчас сказали, "статусно". Поэтому знаки принадлежности к ордену - ленты, звезды на одеждах, зачастую изготавливали себе сами награжденные за свой счет.
Ордена как организации имели свои органы управления, советы кавалеров. И так как кавалерами орденов были, как правило, люди аристократического происхождения, далеко не бедные, считалось нормальным, что кавалеры в ответ за статусные преимущества принадлежности к ордену тратят личные средства на некоторые задуманные орденом благотворительные мероприятия. Совет ордена мог, например, содержать за счет пожертвований кавалеров больницы, дома для ветеранов, образовательные учреждения. Орден мог выдавать за отдельные заслуги медали, украшенный собственной орденской лентой (например, существовали медали на "аннинской" ленте ордена Святой Анны, медаль "За усердие" на "владимирской" орденской ленте ордена Святого Владимира и другие).
Российский орден Святого Георгия во многом был особенным. В состав его кавалеров нельзя было попасть просто по желанию императора, обязательно было иметь именно боевое отличие. Другими словами, кавалеры ордена понимали цену храбрости, в том числе и высокую цену солдатского подвига. Но низшим чинам путь в кавалеры ордена был запрещен. Вот для этих-то нижний чинов, солдат и унтер-офицеров, дабы отметить их храбрость, и создана в 1807 году специальная награда - "знак отличия Военного ордена". Он оставался главной солдатской наградой до 1917 года. В 1856 году для знака отличия Военного ордена введены четыре степени. К знаку отличия Военного ордена можно применять термин "Георгиевский крест", но ни в коем случае не орден Святого Георгия. Гергиевский крест был "причислен" к ордену Святого Георгия (как награда, выдаваемая от имени ордена), но кавалеры Георгиевского креста не были кавалерами ордена Святого Георгия.
Отличить Орден Святого Георгия от знака Военного ордена (Георгиевского креста) просто: кавалеры высших степеней Ордена Святого Георгия имели на мундире крупную орденскую звезду, кавалеры низших степеней - эмалевый (белый) Георгиевский крест либо на шейной ленте, либо на колодке на груди. При награждении более высокой степень ордена знаки более низкой степени убирали с мундира. Знак Военного ордена размещался только на груди, на пятиугольной колодке орденских цветов (иногда с бантом), сам знак был металлического цвета (либо золотой, либо серебряный). При наличии у солдата нескольких Георгиевских крестов все они носились на мундире одновременно. Кресты всех четырех солдатских степеней вместе именовались "полным Георгиевским бантом".
Награждение нижних чинов знаками отличия Военного ордена было одной из функций Ордена Святого Георгия как общественной организации, также Орден Святого Георгия награждал некоторые категории людей медалью "За храбрость", которая также носилась на георгиевской орденской ленте, но обладатели этой медали также не считались кавалерами Ордена Святого Георгия.
Орден Святого Георгия до конца существования Российской империи оставался хоть и боевой, но все же элитарной наградой. Всего за всю историю ордена его кавалерами стали тысяча с небольшим человек (а первой самой высшей степени ордена удостоились всего 25 человек).
Счет кавалеров солдатского Георгиевского креста (знака отличия Военного ордена) шел на сотни тысяч.
Впрочем, подвиги солдат и матросов от того, что они отмечены не элитарным орденом Святого Георгия, а знаком Георгиевского креста, совершенно не стали менее значимыми, а уважения потомков солдатские Георгиевские кресты достойны едва ли не большего, чем офицерские ордена Святого Георгия. Недаром даже в советское время солдатский Георгиевский крест разрешалось носить на мундире, пусть и ниже наград СССР, настолько велик был авторитет этой награды. А георгиевская лента стала прототипом гвардейской ленты, использованной в советском ордене Славы и медалях "За победу над Германией" и "За взятие Берлина".
***
Читайте на канале "Сколько концов должна иметь звезда на новогодней елке"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим