Ровно 37 лет назад съемочная группа Константина Бромберга начала работу над фильмом "Чародеи". Прошли годы - эта сказка про Иванушку и Аленушку стала символом новогоднего ТВ наряду с "Иронией судьбы" и "Карнавальной ночью". О том, как создавалась картина, вспоминает второй режиссер Юлия Константиновна, которой недавно исполнилось 94 года.
Летающие тарелки существуют?
-У нас у режиссеров есть примета: каков жанр фильма, такой и будет съемочный процесс. "Чародеи" как бы научная фантастика :-). Поэтому на съемках без нее не обошлось.
Снимаем мы под Суздалем сцену катания на лошадях. Темнотища, чистое поле, ни зги не видно. И вдруг сверху пролетает что-то светящееся, похожее на летающую тарелку, и над нами зависает.
После этого Бромберг командует: заснимите, не стойте! Но увы, не успели повернуть камеру и тарелка пропала.
Не верите? Поверьте, могу найти свидетелей!
Ладно к чему это я... В общем на роль Иванушки Бромбергу нужен был актер, от которого бы барышни с ума сходили. Таких в те годы было два: Боярский и Абдулов.
Но ни Боярского, ни Абдулова телевизионные чиновники не утвердили - они их не любили за популярность и свободомыслие. И назначили на Ивана «своего» актера. Но Бромберг решил за Абдулова побороться, отказался от другого актера, начал съемки строго по графику, но первые 10 съемочных дней в эпизодах с Иваном снимал... актера-статиста со спины!
Чтобы потом доснять кадры с Абдуловым «в лицо»... Бромберг уперся— и победил!
Ведьмочку она сыграет
- Главную героиню (милую Аленушку, превратившуюся в ведьмочку) сыграла Саша Яковлева, которая выглядела как русский вариант Николь Кидман. И вышло, что этот тип красоты засверкал у нас раньше, чем в Голливуде - Кидман тогда еще в школу ходила...
Характер у Саши был не подарок: пока всех на площадке не изведет, работать не начнет.
Помню, Бромберг еще до съемок сказал мне: «Ведьму то она сыграет, не сомневаюсь! А вот как насчет Аленушки?.. Ладно, сделаем так: Аленушки в картине будет гораздо меньше, чем ведьмы».
Больше всего она допекала нас тем, что гримировалась по 7 - 8 часов: пока не доведет лицо до идеала, в кадр не встанет. Наконец у Гафта лопнуло терпение: «Юля, моей партнершей будешь ты - я выносить Яковлеву больше не могу! Будешь за нее реплики подавать. А с ней работайте отдельно».
Пришлось оставшиеся эпизоды, где они заняты вдвоем, снимать в два захода: отдельно с Гафтом, отдельно с Яковлевой. Озвучивали они тоже порознь. Но в самом конце работы над фильмом Саша как ни в чем не бывало пожала руку Гафту, и они расстались друзьями...
На съемках Саша задирала всех, кроме Бромберга и оператора Апрятина. От Апрятина зависело качество и количество Сашиных крупных планов, важных для ее карьеры. Саша своего добилась: ее крупные планы, ради чего она столько гримировалась, сняты чудесно. Главное в кино - результат!..