Найти в Дзене
Chemistry of Life

На равных

Еду домой. Передо мной сидит мама с мальчиком, лет пяти-шести. Мальчику явно скучно, потому что он болтает ногами и то и дело задевает то и дело пакет женщины, сидящей рядом со мной. Женщина сверлит взглядом маму и мальчика, и говорит: "Ну и дети пошли. Ногами болтают в общественном транспорте. А на улице дождь, а ноги мокрые. А он же все испачкает. А как же вы его воспитываете? А кто вас воспитывал?"

Мама в который раз просит мальчика успокоиться. Он успoкаивается, но ненадолго. Минута-другая, и все начинается по новой. Меня начинает раздражать. Не мальчик, которого раздражает медленно ползущий в пробке троллейбус, дождь, ранец, и мешок, который женщина никак не догадается убрать с прохода, так что он (даже с моей точки зрения) занимает слишком много места.

Меня раздражает гений педагогики, распекающий взрослую женщину - и не потому, что ребенок ведет себя слишком вольно, а потому что она устала, и ей самой хочется поскорее выйти из троллейбуса и очутиться дома... И мне хочется того же.

После очередной ее тирады, оборачиваюсь к ней и говорю: "Чего вы хотите?" Она замирает, забывает, что хотела сказать и смотрит на меня. И мальчик замирает. "Чего вы хотите?" - повторяю. "Как понять?" "Если вы хотите, чтобы мальчик перестал задевать ваш пакет, попросите его перестать болтать ногами." "Попросить??" - ошалелый взгляд. "Попросите." "А почему я?" - возмущается она. "А потому что мешает он вам и пакет ваш. Вот и попросите." "Почему это я должна просить? Кого?" Вот действительно, почему это она со своим пакетом, пуп троллейбуса, должна просить какого-то маленького мальчика, которого она заметила только потому, что он двигался.

Если уж снизойти и обратиться к какому-то мальчику, то только требовать, приказывать или угрожать. А еще лучше действовать через маму - так, чтоб ребенку стало еще яснее, что его тут нет, нет ему места между двумя взрослыми уставшими людьми...

"А вас кто воспитывал?" - женщина поджала губы. У нее, как в старой доброй комедии, "появился собеседник поинтереснее". "Никто." - говорю. Про себя думаю "И слава Богу." Что никто меня не воспитывал. Что именно благодаря этому, я могу воспитать себя сама.

Не всегда хватает смелости возразить гуру педагогики, которые отчего-то думают, что воспитывать - это постоянно шпынять и поучать - должен это, должен то, сиди смирно, стой прямо, шагай тихо, не дыши, не вертись и в носу не ковыряй.

И не смей спрашивать меня, отчего я делаю не так, как говорю. Тебе не положено знать. Я взрослый - мне можно.

Ковырять в носу и шпынять тебя, когда это делаешь ты. А ты слишком, мал, слаб, ничтожен, чтобы что-нибудь понять, чтобы тебе отвечать и никогда не будешь достаточно велик, чтобы обратиться к тебе с просьбой... да и что ты там посоветовать можешь - я-то старше, гляжу с высоты собственного опыта... и невдомек мне, что с высоты собственного опыта можно заглянуть только в задницу...

Чтобы попросить кого-то, кто ниже тебя ростом, нужно как минимум опуститься на корточки - нет, не затем, чтобы унизиться, а затем, чтобы заглянуть в глаза и оказаться на равных.