Саратовского композитора Евгения Бикташева однажды в злых газетах назвали «юбилейным» - за то что пишет музыку для песен к юбилейным датам. Видимо, хотели обидеть. Но разве это плохо, когда люди к юбилеям предприятий и городов стремятся заказать музыку у одного и того же Мастера? Это ли не оценка его таланта?
Евгений Михайлович Бикташев, отметивший в этом году 80-летний юбилей, буквально понимает свое звание — народный артист России. Он пишет музыку для простого народа, жителей сёл и провинциальных городов.
Песни Евгения Бикташева звучали в исполнении Иосифа Кобзона, Валентины Толкуновой, Рената Ибрагимова, Александры Стрельченко, Зинаиды Кирилловой, Маргариты Суворовой, Стахана Рахимова и Аллы Иошпе, Леонида Серебренникова, Нины Калашниковой и многих других всенародно известных исполнителей.
Программы созданной по инициативе Бикташева областной концертной организации «Поволжье» в прессе давно называют энциклопедией традиций и фольклора. Русские, татарские, чувашские, башкирские, украинские, немецкие, цыганские песни с удовольствием исполняют и слушают не только в Саратовской области, но и за её пределами. Музыку к песням Бикташев не пристраивает к «звёздам » , они сами выбирают её из множества других произведений.
Без произведений Бикташева, без его песен в Саратовской области не обходится ни один праздник, ни одно торжество.
«Есть у нас завод НПЗ. И у них был юбилей 100 лет. И они попросили написать песню. А ещё через пять лет снова попросили - на 105 лет. И потом ещё третью песню, - рассказывал Евгений Михайлович журналистам. - Область развивалась очень бурно. Сколько было построено заводов, сколько построено новых зданий. И в районах не было воды, и строится канал от Волги к Аглаю. Конечно, это не шлягер, но я написал эту песню, ездил на этот канал. Я заточил туда часть себя».
Евгений Бикташев всей душой болеет за сегодняшнее состояние нашей российской культуры, когда вместо высокого, чистого, бескорыстного в ней можно нередко увидеть стяжательство, подельщину, ширпотреб. О роли и месте культуры, своем отношении к ней он образно сказал так:
«Привлекательная женщина по имени Культура была неравнодушна к роскошному мужчине, которого звали Бизнес. Но Бизнес Культуру не замечал. А жаль! Ведь от их любви могло бы родиться красивое дитя по имени Искусство. Тем временем к Искусству пристала малограмотная Дилетантка, и появилась внебрачная дочь, которую прозвали Халтурой. На деньги папочки Бизнеса Халтура проникла во все телевизоры, а Культура так и ютится в холодных клубах. Искусство вообще голодает: признанное – в театрах, младое – в интернатах, будущее – на городских свалках.
Неужели эта дикая массовка кончится только тогда, когда в России никого и ничего не останется, когда высшая каста расселится по «америкам» да «европам», а низшая – по мусорным бакам, если не вымрет от голода, не передохнет от наркотиков и не утонет в перваче»,- то ли вопрошает, то ли констатирует Евгений Михайлович. И тут же призывает:
- Господа миллионеры! Так помогите же культуре. Ваша благотворительность нужна срочно. Лучше сегодня, чем когда-нибудь… Надеюсь, ещё не поздно?»
Своё жизненное кредо Евгений Бикташев определил уже давно. Главное для него, как он сам подчёркивает, «посеять как можно больше доброты, чтобы и в судный день было с чем предстать перед самим Богом!..» И он это делает каждый день!
Сергей Елистратов, член СЖР, г. Петровск
Другие публикации о советских композиторах и их песнях:
- «Мне кажется порою, что джигиты...»: полувековой юбилей песни «Журавли»