Найти в Дзене

Социальный Клевательный порядок в римском мире

Римское общество представляло собой бурлящую массу сложных и противоречивых отношений. В таком жестоком мире, как вы достигли и проявили свой статус?

Римское общество часто представлено как одна из социальных крайностей-с богатством, властью и богатством императора, существующим наряду с нищетой, уязвимостью и деградацией раба. Но помимо этого, как и почему было расслоено римское общество? Каковы были основные различия, которые формировали и влияли на жизнь людей?

В Риме - и по всей империи - статус имел большое значение.

В конце I века нашей эры римский администратор, поэт и писатель Плиний Младший (сегодня известный особенно своими письмами) посетил званый обед. Он отметил, что предлагаемые продукты питания и вина отличаются по качеству. С гостями обращались по-разному. Вместо этого хозяин отражал статусные различия в стандартах еды и напитков, которые он предлагал своим гостям.

Как показывают наблюдения Плиния, в Риме - и во всей империи - статус имел большое значение. Кто и что на вас повлияло, как к вам относились и как вы относились к другим. В глазах римского права люди не были равны. Юридический статус помог определить власть, влияние, уголовные наказания, брачных партнеров, даже одежду и место, где вы сидели в амфитеатре.

Основные юридические различия были между теми, кто был свободен, и теми, кто был рабами. Все жители империи были либо свободны, либо находились в рабстве. Рабы либо рождались в рабстве, либо принуждались к нему, часто через поражение в войне.

Рабы были собственностью своих хозяев, и последние имели над ними власть жизни и смерти. Рабство, однако, не всегда было пожизненным государством. Рабам можно было - и они регулярно это делали-давать свободу.

Гражданин и негражданин

Все свободные жители были либо гражданами, либо негражданами. Только граждане могли занимать должности в администрации Рима и других городов империи, только граждане могли служить в легионах, и только граждане пользовались определенными юридическими привилегиями.

С конца первого века до нашей эры Рим и Римская империя управлялись чередой императоров. Политическая и военная власть была сосредоточена в их руках, и они представляли собой вершину имперской статусной иерархии.

При императорах сенат продолжал представлять высшую кору граждан.

При императорах гражданское голосование в Риме было сокращено, но гражданство быстро распространилось по всей империи и было предоставлено в качестве награды отдельным лицам, семьям и целым поселениям. В 212 году нашей эры император Каракалла распространил свое право голоса на всех свободных жителей империи.

Граждане могут быть далее разделены на привилегированные и непривилегированные - причем некоторые римские граждане очень четко различаются по своей власти и привилегиям. Это были сенаторы, всадники и провинциальная элита.

Сенат был традиционным правящим органом Рима,и при императорах сенат продолжал представлять высшую кору граждан. Сенат обычно был ограничен 600 членами, и вход зависел от имущественных квалификаций и выборов на ключевые должности.

Конный орден традиционно ограничивался теми, кто имел право на публичную лошадь. Нет никаких ограничений на количество всадников, но требования к собственности должны быть выполнены. Сенаторов узнавали по тоге с широкой пурпурной полосой, а всадника-по тоге с узкой пурпурной полосой и Золотому кольцу на пальце.

Оценка состояния

Правовой статус отмечал некоторые фундаментальные границы в жизни римского мужчины или римлянки. Неважно, был ли человек сенатором или рабом, и, возможно, именно в этих крайностях юридический статус имел наибольшее значение. Конечно, наше понимание Римского социального порядка окрашено древними источниками, которые, как правило, фокусируются на важности отображения статуса и статусных символов в элитных, городских и мужских кругах.

О том, были ли вы "внутри" или " вне "руководящих кругов, в Республике свидетельствовало разделение населения Рима на "патрициев" - по происхождению могущественных и влиятельных землевладельческих семей-и "плебеев", в основном остальную часть (свободного) населения. А в поздней империи термины honestiores и humiliores использовались для обозначения привилегированных и смиренных.

В эпоху, предшествовавшую массовым личным документам, было мало способов доказать, кем и чем вы были.

Власть имущие были определены привилегиями, которыми они пользовались, и знание некоторых из этих аспектов их жизни было передано нам, но, к сожалению, символы привилегий мало говорят нам о жизни и статусных ожиданиях бессильных масс.

Имеет ли значение правовой статус для большинства свободного населения? Гражданство, возможно, давало определенные преимущества, но они, возможно, были мало замечены - или просто приняты как должное - городской беднотой, и к концу первого века нашей эры было замечено, что тога - визуальный символ гражданства - была мало изношена.

На улицах Рима граждане, неграждане, рабы и бывшие рабы могли довольно свободно смешиваться, показывая мало заметных символов своего статуса, и путаница вполне могла возникнуть из-за точного юридического положения людей.

В эпоху, предшествовавшую массовым личным документам, было мало способов доказать, кем и чем вы были. Так, например, незаконные браки заключались между гражданами и негражданами либо по незнанию, либо по ошибке. Если бы не возникал правовой кризис, люди могли бы воспринимать свой правовой статус - и статус других - как нечто само собой разумеющееся.

В большинстве случаев в повседневной жизни различия статусов, основанные на возрасте, поле, профессии, образовании и богатстве, возможно, были более актуальными, чем только правовой статус. Один и тот же человек может получить статус из нескольких сосуществующих ролей: он может быть гражданином, бывшим рабом, плотником, британцем, отцом и мужем. В зависимости от контекста, одна или все эти личности могут влиять на то, как он действовал и взаимодействовал с другими.

Тримальхион, вымышленный освобожденный раб, изобретенный Римским писателем Петронием, имел все атрибуты, которые могли купить римские деньги. Он жил в огромном доме, носил экстравагантную одежду, владел множеством рабов, щедро развлекался и даже построил свою собственную большую гробницу.

Такие отношения зависимости были заметной чертой римской жизни.

Он был изображен как гротеск, но он, возможно, не был так уж далек от реальности - известно, что освобожденные рабы рекламировали свои собственные истории личного успеха. Гробница, построенная освобожденным рабом Эврисаком, до сих пор стоит в Риме. Он был построен в форме гигантской печи, украшенной сценами выпечки.

Можно также отметить, что наиболее высокопоставленные рабы и вольноотпущенники императоров могли стать богатыми - благодаря своей близости к средоточию власти, что позволяло им обладать значительной властью. Во многом именно их раболепие позволило этим людям стать так близко к императору.

В отличие от других представителей элиты, рабы не были серьезными соперниками имперской власти. Кроме того, раб зависел от милости своего господина; его легко можно было уволить или наказать. Освобожденные рабы также были связаны со своими бывшими хозяевами, будь то император, сенатор или ремесленник.

Такие отношения зависимости были заметной чертой римской жизни. Существовала плотная и сложная покровительственная сеть, и это объединяло людей разного происхождения, богатства и положения. Император в конце концов стал главным покровителем, и с течением времени без его поддержки и покровительства даже самый честолюбивый сенатор не мог занимать высокий пост.

Под его началом сенаторы, в свою очередь, выступали в качестве покровителей младших сенаторов, и эти отношения воспроизводились во всем обществе. Таким образом, через систему покровительства низшие слои римского населения могли получить некоторый косвенный доступ к власти и авторитету. Клиент может обратиться к своему покровителю за финансовой или юридической помощью. Взамен покровитель получал уважение, милости и свиту последователей.

Даже для тех, кто не имеет большого богатства или доступа к власти, существуют возможности для повышения социального статуса и получения признания среди своих сверстников. Многие организации - такие как армия, торговые или религиозные гильдии (часто организованные для погребения) - действовали по иерархическим принципам. В этих условиях люди могли занимать должности и получать титулы, в то время как в более широком мире они не могли.

Социальная мобильность

История тримальхио предполагает социальную мобильность. Система вознаграждала тяжелый труд, честолюбие и накопление богатства, но всему этому были свои пределы. Рождение оставалось важным фактором, и новые граждане, какими бы богатыми они ни были, могли быть осуждены своим прошлым. Бывшие рабы, в частности, не могли избежать позора рабства и не имели права занимать высокие должности.

Над этими нуворишами-богатеями можно было насмехаться и презирать за то, что они подражают своим социальным покровителям. Деньги не могли купить все, и такие люди, как Тримальхион, могли оказаться в несообразном положении, сказочно богатые, но не принадлежащие к высшему обществу.

Рим и империя нуждались в новой крови.

Это, конечно, не могло касаться Тримальхиона или других подобных ему людей; у него были свои деньги и принадлежности, которые он покупал, и в своем собственном доме он был королем. Хотя другие, возможно, ожидали, что Тримальхион будет стыдиться своего прошлого, это не обязательно означает, что он чувствовал себя таковым.

Со временем стало возможным разрушить некоторые социальные границы. Рим и империя нуждались в новой крови, и даже Сенат не был закрытым органом. Бывший раб не мог удержаться на своем посту, но в конечном счете его потомки могли бы. Говорили, что император Вителлий происходил от освобожденного раба, а императоры Траян и Септимий Север происходили из провинциальных семей.

Для большинства городского населения, однако, мы можем поставить под сомнение, была ли когда-либо социальная мобильность реальностью. Для некоторых правовой статус может измениться; неграждане могут стать гражданами; раб может стать свободным человеком. Это была восходящая мобильность, которая могла бы принести реальные преимущества, но если бы эти правовые изменения не сопровождались экономическими изменениями, то человек, возможно, не почувствовал бы сразу несколько преимуществ.

Символ статуса

Для многих римлян их неизменное место в римском социальном порядке было принято или принято как должное. Для других людей сохранение, согласование и повторное согласование их статусной позиции стало решающим фактором, и это можно увидеть в том, как манипулировались языком и символами статуса.

Некоторые люди утверждали, что они граждане, когда они не были, или носили одежду, предполагающую сенаторский или конный статус, или пытались сидеть в зарезервированных местах в театре и амфитеатре. Другие стремились определить свой статус и статус своих гостей в еде, планах рассадки и развлечениях, предлагаемых на их званых обедах.

С одной стороны, все это говорит о том, что статусные различия имели значение, а с другой-о том, что статус можно оспаривать, оспаривать и даже выдумывать. На Римской социальной лестнице существовали четкие уровни, но не все могли быть - или хотели быть - четко классифицированы.

Понравилась статья ! подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии