В Библии нет понятия о Троице, тогда откуда появилась эта идея? Кто заговорил первым о Троице и к чему пришли в итоге христианские богословы?
Откуда возникла проблема Троицы?
Иисус Христос уже с первого века христианства почитается как Бог. Также в Библии богословы обнаруживают некий "дух" Бога (Ис. 48:16, 17; Деян.20:28).
Отсюда возникает проблема: как Бог может быть человеком и чем является его дух? Поэтому во втором веке в трудах христианского апологета Иустина Философа-Мученика впервые обосновывается идея о троичности божества.
Иустина Философ был одним из первых христианских апологетов - защитников христианства в спорах с иудеями и греческими философами.
Иустин не предлагал идею Троицы в той форме, в какой она существует сегодня. Его задачей было обосновать христианскую мысль через философию платонизма. Он берет греческий термин "Логос" и применяет его к Богу.
Таким образом, по Иустину Троица - это Бог-Отец, обладающий всей божественной полнотой. А Иисус Христос - это Логос, который является продленным действием Бога-Отца. Святой Дух предстает силой Бога-Отца.
Сегодня в христианстве такую интерпретацию Троицы можно посчитать за ересь.
Первое употребление термина "Троица"
Иустин хоть и был первым, кто стал формировать догмат о Троице, но первым богословом, который употребил сам термин "Троица", был Феофил Антиохийский.
Феофил повторяет учение Иустина Философа о Троице. Отец-Бог - это монарх, а Сын и Святой дух - его орудия.
Тертуллиан - великий богослов, ставший еретиком
Тертуллиан был первым латинским христианским богословом, который перевел термин "Троица" на латынь. Более того, именно с него начинается новое понимание догмата.
Тертуллиан впервые говорит, что Иисус Христос (Сын) имеет одинаковую природу и сущность с Богом-Отцом. А Святой Дух исходит от Отца через Сына. Эта формула Троицы по своей сути совпадает с Никейским догматом, который был принят на 1 Вселенском соборе.
Однако Тертуллиан, после десяти лет священнической жизни ушел в христианскую ересь монтаистов. Из-за этого его не почитают в лике святых.
В III веке значительное влияние в развитии идеи о Троице привнес Ориген Адамант, которого в VI веке на Пятом Вселенском соборе осудили как еретика.
Именно Ориген впервые назвал Иисуса Христа Богочеловеком. Также именно он предложил новые термины при описании Троицы: "ипостась" - лицо, и "единосущность" (омоусиус). Второе лицо (Сын-Бог) Троицы по Оригену единосущно первому лицу (Богу-Отцу).
Формирование догмата Троицы
Догмат Троицы в окончательном варианте появился только в 381 году, на Втором Вселенском соборе. До этого было много богословов, которые спорили друг с другом о правильной терминологии в отношении Троицы.
Ко II Вселенскому собору догмат о Троице уже был сформирован (но не принят) Афанасием Великим и так называемыми Великими каппадокийцами (Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий).
Окончательная формула Троицы выглядела следующим образом:
Бог имеет три лица - Отец, Сын, Святой Дух. Каждое лицо является Богом, но это не три Бога, а один Бог. Лица отличаются свойствами, но не сущностью. Сын предвечно рождается от Отца, Святой Дух предвечно исходит от Отца.
Христиане верят в одного Бога, который един по существу, но троичен в лицах.
Есть вопросы? Пишите в комментариях.