Найти в Дзене
Владимир Ащин

Первый расстрельный приговор Советской республики

Андреевский, командовавший расстрелом, рассказывал о подробностях того страшного дня: "Я подошёл к нему: "Адмирал, у меня маузер. Видите, инструмент надёжный. Хотите, я застрелю вас сам?" Алексей Михайлович снял морскую белую фуражку, отёр платком лоб и сказал: "Нет! Ваша рука может дрогнуть, и вы только раните меня. Лучше пусть расстреливают китайцы. Тут темно, я буду держать фуражку у сердца, чтобы целились в неё". Грянул залп. Щастный, как птица, взмахнул руками, фуражка отлетела - и он тяжело рухнул на землю".

В апреле 1918 года российские газеты (и не только российские)запестрели броскими заголовками о беспримерном подвиге советских моряков Балтфлота, получившим название Ледового похода Балтийского флота. Из Гельсингфорса в Кронштадт из под носа немцев было уведено более двухот кораблей(в существующей литературе о Ледовом походе называются разные числа: от 211 до 256 кораблей, поэтому считаю правильным писать более двухсот). В сложнейшей ледовой обстановке, при некомплекте личного состава до 60 процентов, изношенности многих судов через льды Финского залива в Кронштадт пришли корабли Балтфлота. История не знала подобных примеров.

Эти корабли впоследствии стали ядром не только советского Балтийского флота, но и других советских флотов и флотилий. Многие из них стояли в строю, дослужили до Великой Отечественной войны и успешно противостояли фашистам под Ленинградом, а также в Баренцевом и Чёрном морях. В 1941 году Одессу защищал линкор "Севастополь" (ставший "Парижской коммуной"). Главный калибр линкора "Петропавловск" (ставший "Маратом") при обороне Ленинграда стал настоящим огненным щитом для осаждённого города. Подводная лодка "Пантера" и другие корабли героически участвовали в защите Родины.

***

С первых дней переговоров в Бресте о заключении мира между Германией и Россией Балтийский флот был предметом тайных планов германского командования. В договорных документах предусматривался отвод в российские порты всех кораблей или немедленное их разоружение, если они не находятся в иностранных портах. В планах немцев был захват Балтийского флота.

После заключения 3 марта 1918 года Брест-Литовского договора возникла реальная угроза захвата немцами Балтийского флота, который зимовал в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле (Таллине). Финляндия к тому времени уже заявила о своей независимости и её порты подходили под определение иностранные. Немцы понимали, что в марте - апреле Гельсингфорс ещё отрезан от территории России сплошными ледовыми полями, и поэтому расчитывали, что Балтийский флот будет принадлежать им.

Командование Балтийского флота знало о намерениях немцев. В одном из агентурных донесений в морской генеральный штаб говорилось: "Немцы имеют целью занять Гельсингфорс, дабы помешать русским военным судам выйти в Кронштадт. Завладев ими , в случае возобновления войны с Россией немцы будут смотреть на суда как военную добычу, в противном случае суда будут переданы Финляндской Республике" (см. журнал "Братишка" Архив: первая жертва революции).

В первой декаде апреля возникла реальная угроза захвата флота. Разведка сообщила: германская эскадра уже на подходе к Гельсингфорсу. Утром 11 апреля с борта немецкого флагмана поступила радиограмма-ультиматум: "Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня, а не 12 апреля в 12 часов дня" (см. там же).

Командование Балтийского флота понимало, что флот гибнет, что его нужно спасать от позора. Но как? Германия настаивала на немедленной передаче ей флота. Лондон, недавний союзник России, требует его уничтожения и даже предлагает открыть счета в банке для моряков, которые будут подрывать корабли (об этом говорит Троцкий в 17-ом томе сочинений, ч.1, в главе "Первая измена").

***

В этой сложнейшей ситуации начальник морских сил (наморси) Балтийского моря А.М. Щастный принимает единственно правильное решение: вопреки приказу Л.Д. Троцкого, корабли не минировать, а увести их в Кронштадт. Вместо подрывных команд он формирует перегонные команды. Немцы,убеждённые, что Балтфлот в ловушке, были крайне удивлены, когда днём 11 апреля на подходе к Гельсингфорсу увидели на горизонте дымы последних кораблей уходящей русской эскадры. Переход Балтфлота в Кронштадт был осуществлён на грани невозможного.

Благодаря инициативе, энергии, беспримерному профессионализму, любви к флоту и личной отваге А.М. Щастного Балтийский флот не был уничтожен. А Черноморский флот по личному указанию Ленина (см. В.И. Ленин "Военная переписка 1917 - 1920", стр. 36) был затоплен. Корабли Северного и Тихоокеанского флотов достались интервентам.

***

Не пройдёт и двух месяцев с момента спасения Балтийского флота, как флотоводец, Алексей Михайлович Щастный будет арестован и по приговору революционного трибунала от 21 июня 1918 года в ночь с 21 на 22 июня 1918 года будет расстрелян во дворе Александровского военного училища, в котором располагался РВС. Имя его будет более чем на семьдесят лет вычеркнуто из российской истории и истории флота. Достоверных сведений о месте нахождения его могилы нет до сих пор.

О героическом Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт написано немало. Прочитать о нём можно в энциклопедиях и энциклопедических словарях, в таких официальных изданиях как "Гражданская война в СССР" (т. 1. М.1980), "Боевой путь Советского ВМФ" (М.1964), "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота" (М.1974) и многих других изданиях и исследованиях историков. Но практически нигде не увидим имени Щастного. Оно заменялось безликим "командованем флота" или "партийнывми организациями". В редких случаях, когда появлялось это имя оно клеветнически искажалось. Так, например, авторы "Ледовой одиссеи Балтфлота" В.М. Тюрин и И.И. Яковлев (М. 1976) писали: "Изменническую деятельность развернул и новый начальник морских сил Балтийского моря (наморси) бывший капитан 1-го ранга А.М.Щастный. Ловко выдавая себя за честного специалиста, сочувствующего советской власти, он втёрся в доверие к революционному руководству флота и пробрался на этот высокий пост. Комиссарам и коммунистам приходилось нередко действовать наперекор распоряжениям Щастного и его сообщников. Уже после завершения Ледового похода Щастный был уличён в попытке организовать контрреволюционный мятеж в минной дивизии и предан суду" (стр. 33).

Это есть не что иное, как перепев измышлений Троцкого, единственного свидетеля и обвинителя на суде по делу Щастного.

А вот как оценивал действия Щастного Совет комиссаров Балтийского флота (Совкомбалт) - совещательный орган при главном комиссаре флота. Газета "Новая жизнь" опубликовала постановление Совкомбалта по поводу ареста А.М. Щастного, считая его несправедливым. В постановлении, подписанном всеми комиссарами, отмечено, что Совкомбалт "непосредственно принимал участие во всех отраслях управления флотом и открыто заявляет: арестованный Щастный работал исключительно по созданию мощи нашего флота и за всё время нашей общей работы вопросов политики касался постольку, поскольку они связаны чисто с оперативными начинаниями, отдавая себя исключительно работе оперативно-стратегического характера" (Е.Н. Шошков. "Наморси А.М. Щастный"(Трагическая биография в событиях, датах и комментариях. СПб. 2001 г., стр. 115).

***

Какие же причины привели к столь жестокой расправе над А.М. Щастным? Их, думается, несколько. Игорь Бунич в своей книге "Золото партии" пишет: "Адмирал Щастный увёл флот из Гельсингсфорса в Кронштадт, чем поставил Ленина в совершенно идиотское положение перед своими хозяевами, за чьл и был расстрелян".

Германское командование было просто взбешено уводом флота и направила Советскому правительству секретную ноту протеста, где ссылалось на нарушения не только Брест-Литовского мирного договора, но и на "некие прежние конфинденциальные договорённости".

Арест А.М. Щастного произведён 27 мая 1918 года в кабинете Троцкого после бурного объяснения между Щастным и Троцким. Щастный прямо заявил о гибельной политике тех, кто в настоящее время во главе флота. После чего по приказу Троцкого был арестован и предан суду революционного трибунала.

***

При аресте Щастного в его портфеле были обнаружены документы, свидетельствующие о связи большевиков с немцами. Об этом говорит Троцкий в упоминавшейся главе "Первая измена" в 17-ом томе его сочинений:

"После того, как Щастный был задержан <...> ни словом не обмолвился о лежавших в его портфеле документах, которые должны были свидетельствовать о тайной связи Советской власти с немецким штабом".

Троцкий поспешил объявить эти документы фальшивыми, а мы не поверим ему и вот почему. Е.Н. Шошков в части второй "Примечания и комментарии" в упомянутой выше книге опубликовал шесть документов из портфеля адмирала. Вот один из них

Nachrichten Bureau

G.G.S

№ 1313 30 марта 1918 г.

Господину Председателю Совета Народных комиссаров.

Генеральный штаб поручил разведывательному отделению выразить его удовлетворение по поводу решённого уже отстранения от должности Главного Комиссара флота Измайлова.

Со своей стороны выбор на его место матроса Блохина встречен Генеральным штабом несочувственно, так как Блохин числится в оборонческой группе бывшего Морского комиссара Дыбенко.

За начальника отделения R.Bauer

Адъютант M. Kreisher

Резолюция на письме: "Пригласить т. Раскольникова для переговоров. М. Скрыпник (стр. 326,327)".

По утверждению Троцкого, эти документы были сфальсифицированы подчинёнными адмирала Щастного.

Сравнивая документы из портфеля Щастного с, так называемыми, документами Сиссона, по утверждению коммунистов, сфальсифицированными польским журналистом Фердинандом Осседовским, не трудно заметить их сходство во многом, в том числе по стилю изложения и по содержанию. Странное сходство, если учесть, что одни якобы фальшивки готовил профессиональный журналист, а другие - моряки. Думаю, можно смело утверждать, что документы были подлинными.

Все эти причины и привели к неоправданной, жестокой расправе над славным сыном России и флота А.М. Щастным.

***

История по раскручиванию дела Щастного разворачивалась с неимоверной быстротой. 27 мая Троцкий арестовывает его, 28 мая пишет постановление об аресте и предании "чрезвычайному суду", которое с сопроводительным письмом направляет во ВЦИК. ВЦИК одобрил и поддержал действия Троцкого. Срочно создаётся революционный трибунал (на тот момент такой орган не существовал).

Следствие было поручено следователю Кингисеппу с наказом провести его в срочном порядке. Кингисепп поручение ВЦИК выполнил: следствие было кончено за 10 дней. 21 июня революционный трибунал рассмотрел дело и приговорил А.М. Щастного к расстрелу (официально в России в это время смертная казнь была отменена). Как уже упоминалось, единственным свидетелем и обвинителем на этом "процессе" был Лев Троцкий. Из одиннадцати обвинений, предъявленных Щастному не одно не было доказано. Всё строилось на предположениях Троцкого. Свидетели Ф.Ф. Раскольников, Е.С. Блохин, Е.Дужик, С.Е. Сакс, И.П. Флеровский в трибунал не явились. Ходатайство В.А. Жданова, поверенного обвиняемого, о переносе слушания дела отвергли.

***

21 июня адвокат Жданов (кстати, защищавший многих революционеров в царское время) обратился в Президиум ВЦИК с просьбой о немедленной отмене приговора. Он писал: "Приговор этот настолько не соответствует данным дела и поставлен с таким нарушением минимальных требований какого-то ни было правосудия, что я ходатайствую о немедленной его отмене. Немедленной, ибо он, согласно приговору, должен быть приведён в исполнение в 24 часа".

Президиум ВЦИК 22 июня в 00 часов 10 минут (протокол № 24) заявление В.А. Жданова отклонил с оригинальным объяснением: до 24 часов собрать ВЦИК не удастся, а после - уже поздно, так как Щастный уже будет расстрелян. (см. Е.Н. Шошков, ук. кн., стр. 186).

В ночь с 21 на 22 июня (по другим данным на рассвете 23 июня) Щастный был расстрелян командой "красных китайцев", которыми командовал русский Андреевский.

Поведение Алексея Михайловича перед расстрелом вызывает восхищение: "Смерть мне не страшна. Свою задачу я выполнил: спас Балтийский флот".

Андреевский рассказывает: "Я подошёл к нему. Адмирал у меня маузер. Видите, инструмент надёжный. Хотите я застрелю вас сам? Алексей Михалович снял морскую белую фуражку, отёр платком лоб и сказал : "Нет! Ваша рука может дрогнуть, и вы только раните меня. Лучше пусть расстреливают китайцы. Тут темно, я буду держать фуражку у сердца, чтобы целились в неё " Грянул залп, Щастный, как птица взмахнул руками, фуражка отлетела и он тяжело рухнул на землю".

***

Военная карьера А.М. Щастного похожа на карьеру многих морских офицеров конца XIX - XX века. Он родился в потомственной дворянской семье Волынской губернии. В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с золотым знаком. В 1901 году мичман А.М. Щастный служит на Балтийском флоте. В 1902 году направлен на Дальный Восток на эскадренный миноносец "Севастополь". В русско-японскую войну служит на кораблях Порт-Артурской эскадры, участвует в боевых операциях. Переживает японский плен. И снова служба на Балтике. Первую мировую войну Щастный встретил старшим офицером линкора "Полтава. В октябре 1915 года поднимается на командирский мостик эскадренного миноносца "Пограничник". После Февральской революции Щастный на штабной работе. В военном отделе Совкомбалта Щастный исполняет обязанности начальника штаба. В июле 1917 года ему присваивается очередное звание капитан первого ранга.

Октябрьские события 1917 года перевернули очередную страницу его биографии, которая оказалась последней. В революцтонном разгуле примут участие и корабельные команды. Нужно было выбирать, на чью сторону становиться. А.М. Щастный был одним из тех военных специалистов, которые откликнулись на призыв советской власти и верно служили ей.

Как уже говорилось, имя А.М. Щастного было вымарано из истории. С начала 90-х годов под влиянием известных событий в общественно-политической жизни страны и открывшемуся доступу к документам спецхрана возник интерес к биографии А.М. Щастного и его роли в истории ВМФ России. 26 октября 1990 года газета "Известия"опубликовала статью майора Звягинцева "Первый смертный приговор". В октябре этого же года "Морской сборник" начал публиковать воспоминания Г. Четвертухина, где автор впервые осветил некоторые подробности "дела Щастного". Появился ряд материалов в Интернете. В 2006 году выходит упоминавшаяся книга Е.Н. Шошкова. В начале 2009 года телеканал "Звезда" показал документальный фильм "Адмирал Щастный. Первый приговор", который хоть и страдал некоторой незавершённостью, наличием пустот и "белых пятен", всё же сыграл свою роль: привлёк внимание к этой истории. Тем не менее для освещения личности этого неординарного человека, отважного и умелого морского офицера материалов неоправданно мало. Историкам ещё предстоит большая работа по восстановлению биографии А.М. Щастного и его вклада в российский флот.

В настоящее время А.М. Щастный реабилитирован. Его именем названа улица его родного города Житомира.

Усилиями коммунистической пропаганды имя Алексея Михаловича замалчивалось либо предлагался его искажённый образ. Даже сейчас, когда Алексей Михайлович полностью реабилитирован, многие продолжают верить в безликое руководство Ледовым походом партии большевиков и не знают имени истинного его руководителя.